Учёба нон-стоп

Учёба нон-стоп

В начале марта Министерство образования и науки РФ выпустило проект приказа, устанавливающего «лимиты времени» на выполнение домашних заданий учениками общеобразовательных школ. Чиновники призвали педагогов учитывать, что на приготовление уроков должно уходить от полутора часов у учеников вторых и третьих классов до трёх с половиной – у старшеклассников. Общественное обсуждение документа моментально вызвало к жизни массу негативных комментариев, в том числе и со стороны депутатов Государственной думы.

Отметим, что ничего нового в своём документе «орлы» из Минобрнауки не изобрели. В проект приказа чисто механически были перенесены нормы СанПиН 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые начали действовать с 2010 года. Так что в теории данный принцип должен соблюдаться уже сейчас. Тем не менее стоны о катастрофической перегрузке школьников уже давно стали общим местом (и дополнительная фиксация нормы в дополнительной бумажке вряд ли возымеет положительный эффект). Что же заставляет нынешних школьников изнывать под грузом домашних заданий?

По мнению педагогов, значительную лепту в стремительный рост нагрузки внесла пресловутая «проектная деятельность», которая упорно насаждается в российских школах аккурат с момента появления новых стандартов. Под ней подразумевается самостоятельная подготовка учеником творческой работы по предмету, которая должна обязательно включать в себя исследовательский элемент – то есть в определённом смысле выходить за рамки стандартной программы. На данный момент большинство «проектов» сводятся к поиску информации в сети Интернет и подготовке на её основе презентации в программе Power Point, которая потом демонстрируется на уроке.

В теории проектная деятельность должна быть добровольной, но на практике эта норма зачастую превращается в формальность. В росте числа проектов, выполненных школьниками, в первую очередь заинтересованы администрация и педагоги, для которых это самое количество является показателем, учитываемым при оценке их работы. При этом цели и способы подготовки проекта разительно отличаются от цели, ради которой школьникам даются традиционные домашние задания.

«Проект нацелен на самостоятельное развитие ребёнка и поиск новой информации, тогда как те же задачи по математике и упражнения по русскому языку нужны в первую очередь для закрепления пройденного, – объясняет Ирина Ковалёва, учитель истории и обществознания одной из подмосковных школ. –До того, как обойтись без подобного закрепления в средней и старшей школе, пока не додумались даже самые высоколобые теоретики. В результате на школьников «падает» двойная нагрузка, справляться с которой очень сложно».

Свою негативную роль сыграло и стремительно растущее недоверие к качеству школьного образования со стороны родителей. Сегодня наличие репетитора, как минимум, по иностранному языку начиная чуть ли не с первого класса является негласным обязательным фактором успешного образования. С возрастом ребёнка число «дополнительных занятий» стремительно увеличивается, а в 10–11‑х классах на школу и репетиторов порой тратится едва ли не одинаковое количество времени.Стереотип «без репетиторов сегодня нельзя» силён настолько, что его преодоление представляется едва ли не невозможным. Впрочем, справедливости ради добавим, что доля истины в таком подходе есть. Сегодня школы финансируются по подушевому принципу, когда администрация заинтересована в большом количестве учеников в классах. А такая ситуация (вкупе с загруженностью педагогов бюрократической работой) явно не способствуют эффективному усвоению знаний непосредственно на уроке.

В заключение добавим, что Минобрнауки в ходе всей многострадальной реформы образования с упорством, достойным лучшего применения, пытается равняться на некого «стандартного» ученика и на странный принцип примерного равенства способностей школьников.Тот факт, что интеллектуальные способности у всех разные и задание, которое один ученик выполнит за 15 минут, другой может делать почти час, начисто игнорируется. Кроме того, противоположная ориентация школ на отличников, которые обеспечивают учебному заведению «высокие показатели эффективности деятельности», ни к чему хорошему не приводит. И выхода из этого заколдованного круга, увы, пока не найдено.

Также рекомендуем детям хорошо заниматься на занятиях информатики. чтобы потом при помощи сервиса неплохо зарабатывать. Ведь на уроке информатики дадут хорошие знания по программированию.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.