Руководитель Смоленского УФАС Нина Акжитова рассказала о национальном плане по развитию конкуренции в РФ в 2018-2020 годах.
— 2017 год завершился очень важным для нашей страны событием: глава государства В.В.Путин Указом от 21 декабря 2017года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвердил Национальный план развития конкуренции на 2018 – 2020 годы. Этот документ является документом стратегического планирования, соответствует статьям 8 и 34 Конституции России, которые прямо запрещают монополизацию рынков и обязывают развивать конкуренцию.
— Нина Александровна, а были ли раньше подобные документы?
— Впервые в истории России издан такой Указ о развитии конкуренции в стране.
— А что именно определил Президент в своем Указе?
— Президент своим Указом определяет в нашей стране основные направления государственной политики по развитию конкуренции; основные стратегические цели по развитию конкуренции, а также ключевые показатели в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности).
Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» обозначил приоритетным направлением деятельности и Правительства Российской Федерации, и органов власти всех уровней — активное содействие развитию конкуренции, целью которого является повышение удовлетворенности потребителя за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения качества и снижения их стоимости, повышение экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на всех товарных рынках и создание и развитие многоукладной экономики в том числе с учетом инновационного развития.
— Правильно ли я понимаю, что должны быть достигнуты определенные показатели, в результате выполнения мероприятий Национального плана развития конкуренции?
— Именно так. Во всех отраслях экономики, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, должны осуществлять деятельность не менее 3-х хозяйствующих субъектов, причем, не менее чем 1 из которых, должен относится к частному бизнесу.
Также должно быть достигнуто снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Наряду с этим, к 2020 году должны увеличиться доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18% к 2020 году.
— И кто должен выполнять все эти мероприятия направленные на достижение поставленных целей Национального плана развития конкуренции?
— Для достижения поставленных целей необходимо объединение деятельности и усилий всех ветвей и уровней власти, а также институтов гражданского общества. Национальным планом развития конкуренции предусматривается, что конкретно и в какие сроки должны сделать Правительство РФ, ФАС России, федеральные органы исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации по развитию конкуренции, а также государственные компании и государственные корпорации при организации закупочной деятельности. Органам местного самоуправления также рекомендовано обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках. Координатором в сфере развития экономики этим Указом фактически назначена Федеральная антимонопольная служба.
— Нина Александровна, вы сказали, что Национальным планом определены наиболее актуальные отрасли экономики, в которых ожидаются результаты развития конкуренции. Назовите их нам, какие это отрасли?
— В приложении к Национальному плану развития конкуренции на 2018 – 2020 годы определен Перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции. Среди них: Здравоохранение, рынок социальных услуг, агропромышленный комплекс, дорожное строительство, телекоммуникации, информационные технологии, жилищно-коммунальное хозяйство, газоснабжение, нефть и нефтепродукты, сфера естественных монополий (исключение тарифной дискриминации. Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования), транспортные услуги, промышленность, финансовые рынки.
— Кто будет координировать и контролировать выполнение этих мероприятий и достижение поставленных результатов?
— Как я уже сказала, координатором в сфере развития экономики этим Указом фактически назначена Федеральная антимонопольная служба. Контроль, конечно же, будет осуществлять Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба при представлении в Правительство РФ доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации должна включать в него следующую информацию:
— оценка состояния и основные тенденции развития конкуренции в РФ, в том числе с учетом показателей международных организаций;
— сведения о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), достижении ключевых показателей, предусмотренных Национальным планом;
— основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях;
— оценка состояния конкуренции в субъектах РФ;
— оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества;
— по согласованию с Министерством иностранных дел РФ и Минэкономразвития обеспечить развитие международного сотрудничества с конкурентными ведомствами стран БРИКС и Евразийского экономического союза, в том числе разработку и заключение международных договоров, направленных на выявление и пресечение антиконкурентных соглашений на трансграничных рынках и недобросовестных конкурентных практик.
— Нина Александровна, этот план развития конкуренции рассчитан только на три года?
— Предполагается, что Национальный план развития конкуренции – это не план на 3 года, по Указу Президента предполагается, что и в будущем будет продолжаться принятие новых планов – планов на каждые 5 лет. Правительство будет контролировать, как отраслевые ведомства выполняют Указ Президента и Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации.
Источник: Рабочий путь
Комментарии