Губернатор Алексей Островский провел рабочую встречу с Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолием Сиваком, в ходе которой стороны обсудили ряд вопросов двустороннего взаимодействия в промышленной, сельскохозяйственной, строительной и транспортной сферах.
Проведению встречи предшествовало совместное заседание Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Смоленской области с участием представителей республиканских и региональных органов власти, руководителей концернов, промышленных предприятий, общественных организаций и объединений. В числе ключевых тем повестки — привлечение подрядчиков и финансовых партнеров из Республики Беларусь для возведения объектов капитального строительства на территории региона, развитие взаимодействия в сельскохозяйственной отрасли, в том числе — льноводстве, а также транспортно-логистической, торгово-экономической, культурной и гуманитарной областях. Отдельной темой дискуссии стало расширение возможностей международного аэропорта «Витебск» для организации полетов белорусских авиакомпаний на курорты Краснодарского края и в другие города России.
В рамках диалога Алексей Островский и Анатолий Сивак подвели итоги заседания Рабочей группы, а также затронули несколько других резонансных вопросов. В частности, речь шла об организации прямого железнодорожного сообщения между городами Витебск и Смоленск.
«При Вашей определенной поддержке, Алексей Владимирович, нужно пересмотреть вопросы организации приграничного железнодорожного сообщения. При условии подготовки Вами соответствующего письма, мы могли бы поставить этот вопрос перед руководством Союзного государства. Я уже давал команду своим коллегам, чтобы они проработали формат железнодорожного движения, допустим, Витебск-Смоленск с одной остановкой на границе. Видим, что это может быть востребовано не только в части доставки людей в аэропорт, трудовой миграции, но и в других вопросах», — подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Комментируя прозвучавшую информацию, Губернатор Алексей Островский заявил: «Действительно, для смолян вопросы приграничного железнодорожного сообщения, как Вы, Анатолий Александрович (Сивак), справедливо заметили, — крайне актуальны. И я предлагаю, чтобы по результатам этой встречи мы совместно – Вы по той вертикали, которая определена у Вас в Республике, я, в свою очередь, могу сделать это как глава региона самостоятельно — вышли на Григория Алексеевича Рапоту (Государственный секретарь Союзного государства) с предложением включить данный вопрос в межгосударственную повестку ближайшего заседания на высшем уровне — глав государств или, как минимум, на уровне глав Правительств. Это очень востребованная проблематика, спасибо, что Вы нас поддерживаете. Но для ее практической реализации нужно решить целый комплекс как финансовых, так и технических вопросов».
В продолжение обсуждения Алексей Островский также акцентировал внимание на проблеме формирования железнодорожных составов в рамках белорусских городов и продажи билетов на данные поезда гражданам третьих стран: «Не могу не затронуть еще один достаточно болезненный вопрос, причем, я уверен, как для белоруской стороны, так и для российской. Он касается формирования железнодорожных составов в рамках белорусских городов — Минска, Полоцка, Витебска и др. К нам на территорию региона ежесуточно прибывают порядка 12-13 составов, которые формируются в Республике Беларусь. Это от 3,5 до 4 тысяч пассажиров. К огромному сожалению, граждане третьих стран не могут приобрести билеты на эти поезда. Мы вынуждены всех возвращать обратно, поскольку международный пункт пропуска отсутствует, тогда как только через него граждане третьих стран могут пересекать границу. Люди несут определенные финансовые потери, высказывают свое недовольство, теряют массу времени. Как следствие, это негативно влияет и на имидж Белорусской железной дороги, и на имидж Смоленской области. Мне кажется, мы равнозначно заинтересованы в урегулировании данной проблемы».
Кроме того, глава региона обозначил еще одну значимую проблему, касающуюся возврата контрафактного товара. Согласно статистическим данным, объемы продукции, нелегально ввозимой на территорию области, значительно выросли. Только за первые шесть месяцев нынешнего года выявлено порядка 25 подобных случаев. Для сравнения – столько же случаев было зафиксировано, в целом, за 2017 год.
В дополнение к этому стороны рассмотрели вопросы организации авиаперевозок граждан РФ и Республики Беларусь на курорты Краснодарского края, в Санкт-Петербург, Калининград и другие города России из международного аэропорта «Витебск». По словам Анатолия Сивака, одним из наиболее востребованных направлений авиаперелетов является «Калининград-Витебск», при этом из 1,3 тысячи пассажиров, воспользовавшихся данным рейсом, порядка 600 – смоляне. Кроме того, Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь сообщил, что в настоящее время одна из российских авиакомпаний разрабатывает единый маршрут «Санкт-Петербург – Витебск – Сочи».
«Анатолий Александрович (Сивак), я очень благодарен Вам за то, что Вы сразу поддержали нашу инициативу по организации авиасообщения россиян из международного аэропорта «Витебск» в ряд российских регионов. У нас интерес, что называется, обоюдный. Мне крайне выгодно помочь смолянам в наилучшей логистике, а Вам как профильному Министру выгодно, что аэропорт начнет значительно бОльшие деньги зарабатывать на обслуживании увеличившегося пассажиропотока. Вопрос только в отборе авиакомпаний, которые будут осуществлять перелеты. По нашим расчетам, Анатолий Александрович (Сивак), как минимум, три города будут крайне востребованы с точки зрения пассажиропотока, и рейсы будут заполняться практически на 100%. Это Санкт-Петербург, Калининград и Сочи», — резюмировал Алексей Островский.
Далее участники встречи обсудили пути расширения взаимодействия между Смоленской областью и Республикой Беларусь в части выращивания и переработки льна. В рамках дискуссии отмечалось, что эта сфера сельского хозяйства традиционна и для Беларуси, и для нашего региона.
«Мы за последние годы стали первыми по валовому производству льноволокна в Центральном федеральном округе и уже вторыми в масштабах всех льносеющих регионов Российской Федерации. Так что у нас хорошие заделы. Министерство промышленности и торговли поддержало создание у нас в регионе единственного в стране льняного кластера», — проинформировал Алексей Островский, заявив о намерении наладить практическое взаимодействие с Оршанским льнокомбинатом. В рамках перспектив дальнейшего сотрудничества стороны также рассмотрели вопросы поставки семян льна из Республики Беларусь, а также предоставления необходимой сельхозтехники и оборудования, используемого при обработке почвы и уборке данной культуры.
С учетом актуальности рассматриваемых вопросов, Губернатор Алексей Островский выступил со следующей инициативой: «Анатолий Александрович (Сивак), предлагаю следующее заседание Рабочей группы посвятить вопросам развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и провести его в Минске. Думаю, эта тема крайне актуальна как для российской, так и для белорусской стороны, и включает большой спектр вопросов для обсуждения. Мы сформируем делегацию, в состав которой войдут смоленские аграрии — те, кто занимается льноводством, иными направлениями сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Я ее сам лично возглавлю».
Еще одной темой дискуссии стало развитие системы кооперации промышленных предприятий Смоленской области и Республики Беларусь. Одно из потенциальных направлений совместной работы — развитие сотрудничества между Вяземским заводом железобетонных шпал – филиалом АО «БЭТ» и Государственным объединением «Белорусская железная дорога», что позволит поставлять продукцию завода (металлоконструкции, железобетонные шпалы, закладные элементы, брус для стрелочных переводов) не только в Республику Беларусь, но и в страны Балтии, Польшу и др.
Также обсуждался механизм решения проблемы кадрового дефицита – в настоящее время в регионе отмечается высокий спрос на квалифицированных швей. Участники встречи рассмотрели варианты привлечения белорусских швейных производств к исполнению заказов, поступивших на смоленские предприятия.
Помимо этого, шла речь о перспективах возобновления совместного производства гибридных двигателей для электробусов и впоследствии перехода на их серийный выпуск на базе Сафоновского электромашиностроительного завода и холдинга «Белкоммунмаш».
Подводя итоги заседания Рабочей группы и последующего обсуждения приоритетных направлений совершенствования и расширения сотрудничества Администрации Смоленской области и Республики Беларусь, Анатолий Сивак заявил: «Участники заседания сегодня очень активно обсуждали различные направления интенсификации сотрудничества между Республикой Беларусь и Смоленской областью. Мы видим, что у смоленского и белорусского бизнеса существует потребность в том, чтобы режим наших встреч стал регулярным. Эта заинтересованность очень важна.
В целом, мое впечатление от Смоленска – он стал другой по сравнению с прошлым разом. При Вашем участии, Алексей Владимирович, город меняется в лучшую сторону».
В завершение встречи Губернатор Алексей Островский поблагодарил Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь за визит: «Думаю, у нас состоялся очень конструктивный разговор. Будем действовать в рамках протокола Рабочей группы и достигнутых договоренностей. Те документы, которые Вы, Анатолий Александрович (Сивак), просили, я подготовлю и направлю. Одно — в адрес Григория Алексеевича Рапоты, другое – в Ваш адрес для последующего доклада в Администрацию Президента Республики Беларусь. А в январе-феврале в Минске на следующем заседании подведем итоги нашей совместной работы по всем обсуждаемым направлениям».
Источник: Областная независимая газета
Комментарии