Сколько интересных историй рассказали бы несколько маленьких изящных чарок, бережно хранящихся в Смоленском музее-заповеднике! Теперь посуда, за редким исключением, превратилась в набор простых, стандартных и нередко скучных предметов, в лучшем случае, с претензией на дизайн. А были времена, когда посуда являлась настоящим произведением искусства, предметом роскоши. Её дарили в виде особой, порой даже царской милости за выдающиеся заслуги или по торжественным дням.
Серебряные чарки из смоленского музея относятся к XVII веку и, скорее всего, сработаны московскими мастерами. И, к сожалению, этот век, прозванный «бунташным», довольно беспощадно относился к предметам подобного рода: они гибли в пожарах, переплавлялись, даже монету из них чеканили, когда были очень нужны деньги. Поэтому тем ценнее для нас те немногие артефакты, которые смело можно отнести к декоративно-прикладному арту. Кому же могли принадлежать эти чарки, чьи дома украшать, кто, что и за что пили в XVII веке?
Конечно, их владельцами выступали люди не просто богатые и знатные, но и обладающие развитым эстетическим вкусом, так как настоящая ценность чарок заключалась, прежде всего, в их художественных достоинствах. Простой горожанин и, тем более крестьянин подобной роскоши позволить себе не мог. А вот пили из такой посуды примерно тоже самое, что пьют из чарок и сегодня. Водка тогда именовалась вином и крепость её оказывалась разной. 40-градусный стандарт появился только в XIX столетии.
Что касается поводов, то в
них не было недостатка и 400 лет назад. Рождение детей, именины, незваная беда, неожиданная или давно ожидаемая радость, – проходят годы и века, но как порой оказываются похожи люди живущие в разных эпохах… Кстати, на одной из чарок присутствует замечательная надпись, сравнивающая истинную любовь с драгоценным сосудом. Может быть, это свадебный подарок?
Каким же образом серебряные чарки XVII века оказались в коллекциях Смоленского государственного музея-заповедника, 130-летие которого отмечается в текущем году? Эта уже отдельная и очень интересная история. Данные артефакты находились в собрании выдающей просветительницы России Марии Клавдиевны Тенишевой. В 1909 году они, вместе с другими экспонатами, были переданы княгиней в дар Смоленску. А в 1907 году чарки представлялись Тенишевой в Париже в Лувре, где организованная выставка предметов русской старины, собранных Марией Клавдиевной – произвела настоящий фурор!
И, все-таки, что за житейские истории многовековой давности хранят серебряные чарки из смоленского музея? Помнят ли они грозные события Смутного времени и становления российской государственности при первых Романовых? А ведь вполне вероятно, что именно этими чарками поднимали здравницы за царя Алексея Михайловича, который отвоевал Смоленск у поляков в 1654 году. Кто знает?..
— Когда история оживает? Это всегда происходит, если за тем или иным творением человеческих рук скрывается своя история. Ведь культура – не безликое понятие. В произведениях искусства, которые на протяжении 130 лет своего существования сохраняет для смолян и наших гостей Смоленский государственный музей-заповедник – практически всегда скрываются интереснейшие факты, запечатлены имена и судьбы людей, являющихся подлинным достоянием России. И уверен: рассказы об артефактах нашего замечательного музея, несомненно, привлекут в его залы новых посетителей, сделает Смоленщину более привлекательной с точки зрения развития туристского потенциала. Потому что и арта, и увлекательных фактов про арт у нас более чем достаточно! – говорит начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Черняков.
— История – не только события и факты. Это еще и предметы, хранящие тепло рук людей, живших в другие времена и эпохи. И если историю можно практически потрогать руками, она начинает разговаривать с внимательным и заинтересованным слушателем живыми голосами наших предков. Смоленский государственный музей-заповедник вот уже 130 лет бережно и с любовью собирает, хранит и изучает артефакты, за каждым из которых стоит своя, действительно предметная история. В серии тематических, юбилейных публикаций, которые мы с удовольствием представляем вниманию читателей – рассказ пойдёт об артефактах, которые на самом деле делают историю предметной и осязаемой, — отмечает директор Смоленского государственного музея-заповедника Данил Галкин.
источник: Рабочий пуьт
Комментарии