«Евроопт» закрывает магазины в Смоленске. Что это? Неспособность победить российских сетевых гигантов или результат непростых отношений между Минском и Москвой? Как экспансия московских торговых компаний в наш регион отбирает долю рынка у смоленских предпринимателей и что с этим делать? Тем более, что предприниматели пополняют местные бюджеты в виде налоговых отчислений. С этими вопросами Smolnarod.ru обратился к доценту кафедры экономики Смоленского государственного университета, эксперту Агентства интеграционных инициатив Антону Кузавко.
– В России в настоящий момент наблюдается экономическая тенденция, когда торговые сети укрупняются, а выживают в первую очередь те, кто больше всего вкладывает в развитие новых магазинов. Здесь в пример можно привести «Пятерочку», «Магнит», и в целом группу компаний X5 Retail Group («Х5»).
«Пятерочка», «Магнит», «Дикси», то есть федеральные сети, – здесь наблюдается настоящая конкуренция. В масштабах страны у этих компаний экономический потенциал выше, чем у «Евроопта», которого по сути можно назвать региональным игроком. Что касается «Лаваша»… Если сравнивать товарное наполнение, то у «Евроопта» больше схож ассортимент с «Магнитом» или «Пятерочкой». «Лаваш» более социально ориентирован: здесь товар совсем низкого ценового сегмента. Поэтому не вижу повод говорить, что белорусским предпринимателям кто-то перешел дорогу.
– Почему «Евроопт» может покинуть Смоленскую область?
– Ответ, по-моему, однозначен. Банальная конкуренция с «федералами» и недостаточно высокие экономические результаты вынуждают сеть сокращать присутствие в смоленском регионе. Также можно вспомнить тот факт, что наш регион является депрессивным – по экономическим рейтингам, по благосостоянию семей. Мы, как правило, плетемся «в хвосте».
Да, белорусы сделали ставку на Смоленск, зашли в Смоленскую область. Но с экономикой есть проблемы как у нас, так и у самой Беларуси. У них спрос тоже сокращается в силу того, что у населения уровень доходов снижается. Всё это накладывает отпечаток на их деятельности, в том числе и здесь
– Белорусский лидер уже пригрозил Москве потерей «единственного союзника». Можно также вспомнить последние бурные споры про «смоленский газ». Могла ли политика как-то сказаться на происходящем?
– Что касается политических процессов, «Евроопт» не такой значимый игрок, с помощью которого можно было делать серьезные политические манипуляции, чтобы можно было за счет закрытия сети магазинов воздействовать на потребителей – будь то Смоленской области или в целом по России.
– В чем же ошибка белорусов?
– По-моему, всё достаточно просто. Потребителей не обманешь. Если бы ассортимент «Евроопта» был привязан чисто к белорусским товарам и они бы там продавались изначально дешевле, чем в других сетевых магазинах, то это бы могло стать их главным преимуществом. Тогда можно было бы говорить, что уход «Евроопта» из Смоленской области – это удар по смоленскому потребителю. Но они не сделали акцент на действительно дешевой продукции. В итоге слились в общей массе. Хотя «Евроопт» и пытался «продавить» тем, что «мы белорусская торговая сеть, мы предоставляем возможность приобрести продукцию дешевле, чем в других магазинах». А по факту это не так. Что мы наблюдаем? Эта сеть торгует практически теми же товарами, что «Пятерочка» и «Магнит», в которых белорусская продукция также представлена.
Еще раз подчеркну, что у «Евроопта» нет конкурентного преимущества, нет отличительной особенности, позволяющей им выделиться во всей этой массе и крепко закрепиться на смоленском рынке.
– Существуют ли методы противодействия? Есть ли еще незанятые ниши?
– Конечно, малый бизнес все равно останется. Есть ниша, которую могут занять небольшие магазинчики. Вспомним, откуда они вообще появились в последние годы, вместо чего? Вместо тех ларьков, которые, как я считаю, по достаточно глупому решению местных властей, были снесены. Магазинчики стали альтернативой. В них продают товары, потребляемые ежедневно. Они востребованы. Маленькие магазины смогут выжить, если, конечно, вблизи пятисот метров нет сетевого конкурента.+
Еще одна ниша – это пекарни, которые активно открываются по всему городу. «Сетевики» не могут ежедневно предоставить потребителям свежую выпечку. А мини-пекарни делают ставку на «только из печи». Это та ниша, которая пустовала, наверное, около десяти лет. Наконец-то ее раскусили и начали раскручивать наши местные предприниматели. Таких примеров можно привести очень много.
– Торговые центры «Макси» и «Галактика»: есть ли плюс от них для местного бюджета?
– Что касается «Макси», то юридически сделки по аренде заключаются с предпринимателем, зарегистрированным в Вологде, налоговые отчисления, в том числе и от аренды, идут именно туда, а не в наш местный бюджет. Кроме того, сетевые московские ритейлеры (в том числе продуктовые) тоже зарегистрированы не в нашем регионе. Они отбирают долю рынка у местных предпринимателей, которые являются основным источником пополнения местных бюджетов в виде налоговых отчислений.
В условиях близости к Беларуси в нашем регионе часть рынка также занимают белорусские организации. Ведь их товар дешевле и, в соответствии с проведенными нами исследованиями, смоленские потребители считают белорусские товары более качественными, чем российские. В таких условиях бизнесу в регионе тяжело развиваться, налоговые поступления в местный бюджет сокращаются. Важно также заметить, что и выручка «сетевиков» также уходит в регион их регистрации.
Остаётся только заработная плата смолян, которые трудятся в этих организациях. Таким образом, если раньше прибыль местных предпринимателей обращалась в регионе, а это, несомненно, расширяло поле их деятельности, то сейчас капитал уходит, а значит, сокращаются возможности для внутреннего экономического развития.
В этой связи, считаю, что власть должна как-то на это реагировать. Строительство торговых центров – это положительное событие для местных потребителей, но не для местных предпринимателей. В экономике всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Органы власти должны чётко расставлять приоритеты и прогнозировать, что на данном этапе выгоднее региону. Нужно находить баланс интересов. Что важнее: увеличение ассортимента и выбора для потребителей или защита местного бизнеса, в основном не готового к открытой конкуренции с представителями из других регионов? В текущих условиях власти нужно напомнить нашим «сетевым» гостям и ТРЦ о корпоративной социальной ответственности перед регионом и смолянами. Если зарабатываете здесь, то и налоги заплатите здесь. Такой центр отстроили, а деньги утекают в Вологодскую область. С точки зрения экономики города это неправильно.
Источник: Смоленская народная газета
Комментарии