В годы немецкого экономического чуда, так называемого Wirtschaftswunder, первая машина сошла с конвейера в Бохуме. Канцлером в то время был Конрад Аденауэр, безработицы почти не было, а в самом центре Рурской области появился новый автомобильный завод. Эра, которая закончилась сегодня (в 2014 году), 52 года спустя. Однако закат завода начинается гораздо раньше, пишет в своем обзоре немецкий Handelsblatt.
Завод автомобильной компании Opel в Бохуме, полдень, вскоре после 13:00, за день до окончания производства. На соседней стоянке припаркованы BMW, Audi, Peugeot. Даже их собственные сотрудники больше не водят Opel — некоторые в знак протеста. Персонал Opel обманывает. Созданные на заводе модели здесь больше не имеют преимущества. И это символ распада традиций, происходящего в Бохуме.
А раньше рабочие Опеля водили только Опель. Для сотрудников концерна отождествление на улицах с компанией само собой разумеется. Опель дает им хлеб, поэтому они — послы бренда. Многие были замечены в этой роли. И Дирк Грюцнер тоже.
Он начал учиться в Opel 31 год назад. И пока это остается верным бренду. В такие дни, как сегодня, он сидит за столом в офисе своего босса. Оттуда 47-летний мужчина видит воочию трагедию, которая происходит на парковках. Он знает, что его преданность Opel скоро закончится.
Производство в Бохуме, втором по величине заводе компании в Германии, будет закрыто. В ночь перед пятницей последняя Zafira прошла через конвейер, и сейчас фабрика просто убирается. Еще неделя, и тогда многие из 3200 сотрудников останутся на улицах.
«Очень больно видеть, как завод медленно пустеет», — говорит Грюцнер. «Я просто плачу». Этот человек через многое прошел на фабрике. Пик добычи и надвигающийся коллапс. Борьба за сохранение природы, надежды, разочарования. И горький конец.
Из подмастерья он прошел путь до операционных управлений и наблюдательного совета. Спустя более трех десятилетий он до боли знаком с работой концерна.
В его кабинете есть плакаты Боруссии Дортмунд. Однако кризис любимой команды нельзя сравнивать с положением рабочих Opel в Бохуме. «Когда мы уйдем, здесь не останется никакой промышленности. Абсолютные страдания», — сказал Грюцнер.
До недавнего времени Бохум был колыбелью немецкой автомобильной промышленности. На пике своего развития в начале 21 века здесь ежедневно с конвейера сходили 1000 автомобилей. Одна машина каждые 80 секунд. Для этого только на конвейере было нанято 1800 рабочих.
Однако производство аккордов быстро превратилось в излишек. Это серьезная проблема для Opel, которая фатально сказывается на нем с 2008 года, когда продажи на европейском рынке резко упали.
Материнская компания General Motors, которая долгое время была дойной коровой для Opel, ввела меры жесткой экономии. Первой жертвой стал завод в Антверпене — в начале 2010 года. Поскольку бизнес не улучшался, начали распространяться слухи, что даже предприятия в Германии находятся в опасности.
А новость от 3 августа 2012 года свела с ума сотрудников Бохума. Представитель GM Джеймс Кейн сказал, что компания ведет переговоры с профсоюзами о закрытии завода в Рурской области.
Первоначально производственный совет посчитал это шуткой. Президент Райнер Айненкель пытался успокоить рабочую силу. Новости — это «ерунда», — написал он по электронной почте. «Профсоюзы, и это особенно верно для IG Metall, не ведут переговоров о закрытии заводов. «Производственные советы Opel никогда этого не сделают», — написал он. Оказывается, он ошибался.
И это стало ясно 10 декабря 2012 года — в день, когда все изменилось для Эйненкеля, Грюцнера и их коллег. Затем на собрании на заводе тогдашний председатель правления Томас Седран объявил о закрытии филиала в Бохуме. Его обращение длится не более четверти часа. Объявление даты закрытия завода вызвало беспорядки, и Седрана вынудили телохранители вывести из зала, чтобы охранять его от сотрудников Opel.
Сегодня, почти два года спустя, Грюцнер и его коллеги по-разному борются с болью. стены в коридорах на фабрике оклеены плакатами. Акции солидарности с людьми, которые до конца боролись против закрытия. «Это мой последний Opel — он все еще из Бохума», — говорится в сообщении. Своим черным юмором сотрудники пытаются убежать от будущего. «Без него мы не могли бы вынести того, что происходило», — сказал Груцнер.
Из уважения к усилиям сотрудников Грюцнер почти круглосуточно боролся за сохранение завода. Переговоры с начальством длились до 6 часов утра. Но все напрасно. Впервые в Германии закрывается автомобильный завод, не принадлежащий обанкротившейся компании. «Это первый раз, когда живое растение погибло», — говорит менеджер.
47-летний мужчина входит и выходит из дверей фабрики с 16 лет. 1 сентября 1983 года, и он очень хорошо помнит эту дату, он начал учиться работать на универсальном фрезерном станке. Во время своего дебюта на практическом занятии он получил травму.
Он никогда не практиковал приобретенную профессию. Вместо этого его привлекает производство трансмиссий. Это устройство, которое работает при 20 градусах Цельсия. В котором кофе пьют из чашек из нержавеющей стали, чтобы он не остывал. Или, по крайней мере, Грюцнер сделал это за 24 года, которые он провел здесь, прежде чем присоединиться к совету в 2009 году.
Он переживает крушение Opel на передовой. Окончательное решение GM о закрытии производства было принято поздней осенью 2013 года. Группа предпочитает перенести сборку Mokka — последнего возможного спасения для Бохума — вместо того, чтобы оставлять его в Рурской области. «Это было бы отличным дополнением к Zafira», — говорит Грюцнер. «Наш завод не будет осужден». Решение было обнародовано в пресс-релизе, согласно которому профсоюз IG Metall и Opel согласовали конкретное соглашение.
С тех пор многие сотрудники Бохума неоднозначно относятся к профсоюзу. Они подозревают, что сделка заключена. Что их завод был принесен в жертву другим местам в Германии — Рюссельсхайм, Кайзерслаутерн и Айзенах. Грюцнер, вероятно, обратится к этому вопросу после 17 декабря, когда это будет его официальный последний рабочий день.
«Это ужасно», — говорит он. Грюцнер — один из 265 сотрудников Opel, для которых откроются новые должности. 265 из 3200 сотрудников. С 1 января он начнет работать кладовщиком на складе запчастей. Это все, что осталось от завода Opel в Бохуме. От члена наблюдательного совета — до работника склада. Уменьшить? Он не ответит на этот вопрос. А он просто говорит: «Это было правильное решение».
Смотрите руководство по ремонту Opel Frontera A.
Комментарии