Этот документ, более известный как Fan ID, могут ввести в России уже с сезона-2022/23 для того, чтобы знать: кто из болельщиков какие соревнования посещает.
Речь идет об Алексее Барановском. 40-летний смоленский журналист и правозащитник рассказал интернет-порталу Sports.ru, что хотел сходить на одну из игр Евро-2020, но без объяснений причин получил отказ при оформления Fan ID. Без этого документа билет был не действителен.
— Когда вы поняли, что вам отказали в Fan ID, который был необходим для посещения матчей Евро-2020 в Санкт-Петербурге?
– Про ошибку я подумал после SMS. Когда отказали уже в «Лужниках», в центре выдачи, понял, что дело в другом. Перебирал варианты. Первая мысль – отказ связан с фанатским прошлым. Правда, это было совсем давно – 20 лет назад. Я был лидером футбольных фанатов смоленского «Кристалла», потом даже стал пресс-атташе клуба, когда он играл в первом дивизионе. Но никакими экстремистами мы не были, по административным и уголовным делам не привлекался, причем ни разу в жизни.
Потом вспомнил другой эпизод – из 2007 года, когда работал журналистом. Я был аккредитован на съезд политической партии и в кулуарах под камеру поговорил с Рамзаном Кадыровым. Тогда в Южном Бутово появилась улица Ахмата Кадырова, из-за этого даже митинги проходили. И я задал Кадырову вопрос: «Как насчет того, чтобы в Грозном назвать улицу в честь псковских десантников?» Он ответил, что это отличная идея, и через несколько месяцев такая улица появилась. Несмотря на то, что ситуация была win-win (когда выигрывают обе стороны – с англ.), в следующем году на съезд меня не аккредитовали. Сказали, что я черном списке ФСО (федеральной службы охраны).
Но в итоге я все-таки решил, что мне не дали Fan ID из-за профессиональной деятельности. Еще больше укрепился в этом после того, как отказали Андрею Федоркову (адвокат). Он-то явно не состоял ни в каких фанатских группировках и не брал интервью у Кадырова. А общее у нас – что мы оба адвокаты, которые занимаются политическими делами.
– Кого вы имеете в виду?
– Формальные базы есть у всех силовиков: МВД, ФСО. Но в приказе Минцифры прямо написано, что проверки ведет орган безопасности, который наделен полномочиями, – ФСБ. Там сложная юридическая конструкция. Есть закон о проведении чемпионата мира по футболу. Потом в закон внесли изменения из-за Евро. Там указано, что паспортом болельщика занимается Минцифры. А в ведомственных приказах есть уточняющие нормативные акты, где написано, что проверки ведет ФСБ.
– На основании чего вы идете в суд? Там ведь ответят, что в положении о Fan ID честно написано, что можно отказывать без объяснения причин.
– Во-первых, в процессе разбирательств мы точно узнаем механизм выдачи – как люди попадают в черные списки, какие для этого критерии. Правда, в России есть замечательная практика делать подобные суды закрытыми, чтобы никто не узнал, как ФСБ составляет списки нежелательных элементов. Но это не убережет их от необходимости мотивировать отказ.
Во-вторых, наши права уже нарушены. Нам произвольно ограничили право посещения мероприятий. Это подпадает под статью 8 Конвенции о правах человека – уважение частной и семейной жизни. Плюс, если все российские суды отклонят наши иски, действует статья 6 – право на справедливое судебное разбирательство.
– Как после странного отказа изменилось ваше отношение к власти?
– Никак. Я уголовный адвокат. Как государство относится к правам человека и отдельным людям – давно не секрет. Если коротко, то Россия – один из лидеров обращений в ЕСПЧ (европейский суд по правам человека).
– Наверняка, найдутся те, кто скажет, что вы виноваты сами. Сидели бы тихо – спокойно попали бы на футбол. Что бы вы ответили таким людям?
– Ну, сидеть спокойно мы будем на пенсии, хотя и этого не точно. Да и возможность посещать футбол или там съезды и рестораны по QR-коду – не такая уж великая ценность, чтобы отказываться от работы по защите прав людей, которые в этом нуждаются. Для меня это более ценно, чем спокойная непривлекающая внимания Большого брата жизнь с ресторанами, футболом и другими развлечениями.
Вопрос времени
Государственная дума в первом чтении уже приняла законопроект о введении Fan ID для болельщиков. Эту систему, которая ранее вводилась только для крупных мероприятий, теперь планируют расширить на игры, как минимум РПЛ. По факту правительство в случае принятия закона сможет решать на какие именно мероприятия вводить обязательную идентификацию.
Законопроект был принят большинством голосов (70,5%). За введение паспортов болельщика проголосовали фракции «Единая Россия» (297 голосов, Николай Брыкин воздержался) и «Справедливая Россия» (20 голосов, Дмитрий Гусев, Михаил Делягин и Яна Лантратова воздержались). 69 голосов «против» пришлись на представителей партий КПРФ и «Новые люди», а фракция ЛДПР не участвовали в голосовании.
Источник: Рабочий путь
Комментарии