В смоленском Доме художника открылась выставка Татьяны Шутовой «Цвет и …». Здесь представлены работы в технике росписи по ткани (батик) и живопись.
Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной этой технологии окрашивания считается остров Ява в Индонезии. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружают в раствор красителя. Такая операция повторяется несколько раз — в зависимости от количества используемых цветов. Термин «батик» происходит из яванского языка (batik переводится как «капля воска») и впервые упоминается в европейских документах XVII века. В 2009 году ЮНЕСКО внесла индонезийский батик в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.
Татьяна Шутова является художником и дизайнером. Ее работы декоративны, но при этом несут в себе чувственный посыл и внутреннее настроение. В них присутствуют и лирический настрой, и драматизм контрастов. Взаимоотношения больших цветовых пятен и утонченных линий передают динамику природных форм. В некоторых работах улавливаются скрытые метафоры и аллегории.
В названии выставки обыгрываются значения слов «цветы» и «цвет». Как правило, цветы ассоциируются с определенными качествами человека, а цвета — выражают чувства, отношения и идеи.
— Сначала я хотела назвать выставку «Цветы», но потом «ы» заменила на «и» — получилось «Цвет и …». Здесь союз «и» предполагает живопись и графику. Я ищу созвучия цвета, какие-то цветовые переходы, и это очень сложно делать в батике, — поясняет Шутова.
Техника батик основана на том, что некоторые вещества (парафин, резиновый клей, смолы и лаки), будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску -резервируют от окраски отдельные участки ткани. Существует несколько видов батика — горячий, холодный и свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
В качестве резерва в горячем батике используется воск, который наносится в «горячем» расплавленном виде. В технике холодного батика роль резерва выполняет специальный материал, сделанный на основе резинового клея или каучука. Свободная роспись — для опытных художников. Здесь задача мастера состоит в том, чтобы суметь заставить краску растекаться по замыслу автора для создания определенного рисунка. Татьяна Шутова разработала свою собственную технологию.
— У меня особенный батик. Я не использую резервирующие материалы. Когда-то я побывала на курсах в Москве, там разговор шел о восточной росписи по ткани, где использовали как резервирующий состав рисовый отвар. Ткань им пропитывается, и получается почти как бумага. И почти как акварелью по бумаге рисуют. Я начала так делать, а потом стала уменьшать концентрацию раствора. И постепенно дошла до того, что вообще ничем не пропитывала ткань. Здесь надо регулировать количество воды и чтобы краска находила свои ходы по ткани. Если писать по-мокрому, то цветовые пятна расползаются. Чтобы этого не происходило, нужен поэтапный процесс нанесения краски — один слой высыхает, потом наносишь следующий, дорабатываешь. Длительный процесс, интригующий… Так как я очень импульсивный человек, мне надо быстро и одновременно много всего сделать, я сразу натягиваю ткани на несколько подрамников, и у меня сохнет один, потом другой, потом третий. Когда я работаю — весь дом в тканях и подрамниках, — рассказывает о своем творческом методе Шутова.
Помимо батика, на выставке представлены работы, выполненные в технике холст/масло. Все они сделаны с натуры — в основном это натюрморты с цветами.
— Как правило, это одночасовые и однодневные работы. Они сделаны в быстрой манере письма. Для нанесения краски я использую мастихин — это отголосок скульптуры, которой я занималась в студии Альберта Сергеева. Оттуда у меня пошла лепка формы мастихином. Мне также нравится керамика, я ностальгирую по этой технике. Но больше меня привлекает скульптура малых форм.
Искусство безгранично… Направлений много, и жить нескучно. Я всем желаю того же — жить нескучно и творить, — сказала Татьяна.
Выставка в Доме художника будет работать до 20 февраля 2022 года.
Адрес: г. Смоленск, ул. Большая Советская, 21, 1-й этаж.
Источник: Рабочий путь
Комментарии