Вчера на 68 году жизни скончался один из самых известных общественных деятелей периода “перестройки” – предприниматель Артем Тарасов. Тарасов известен смолянам своей предвыборной кампанией 1990 года в Верховный Совет РСФСР, которую он проводил на территории, в том числе, Смоленской области. Для смолян, на тот момент граждан Советского Союза, активная агитация кандидата, не имеющего в кармане партбилет КПСС, да еще и легального миллионера, была в диковинку. Smolnarod.ru вспоминает, как это было.Как сообщают СМИ, первый легальный миллионер СССР умер из-за пневмонии (воспаление легких), которую пытался лечить самостоятельно, не прибегая к помощи врачей. Артем Тарасов родился в Москве 4 июля 1950 года в семье советских интеллигентов: мать доктор наук Людмила Алексеева, отец фотожурналист Михаил Тарасов. Детство и юность Артема прошли в городе Сухуми. Окончил Московский горный институт, факультеты МИЭМа и МВТУ им. Баумана, Высшие экономические курсы Госплана СССР, аспирантуру ведущего в мире экономического университета Wharton School (Пенсильвания, США). Кандидат технических наук (1982 г.), изобретатель СССР.
В 1989-м стал вице-президентом Союза объединенных кооперативов СССР. На волне скандальной популярности был выбран депутатом Верховного Совета РСФСР (в 1990 году). В 1991 году первым открыто выступил в парламенте против решения Горбачева передать японцам острова Курильской гряды за инвестиции в бюджет СССР. Первый советский кооператор-предприниматель, который публично объявил, что он миллионер. Депутат Государственной думы первого созыва (12 декабря 1993 – 15 января 1996). Выдвигался кандидатом в президенты Российской Федерации на выборах 1996 года, но не был зарегистрирован избиркомом.
Смолянам Артем Тарасов запомнился во время его яркой и скандальной предвыборной кампании 1990-го года, которая проходила в трех областях, в том числе и на Смоленщине. В 2004 году в издательстве “Вагриус” Артем Тарасов издал автобиографическую книгу “Миллионер: Исповедь первого капиталиста новой России”, где рассказал о том, как баллотировался в Смоленской области. Предлагаем читателям небольшой отрывок из этой книги Артема Тарасова, посвященный его смоленскому периоду:
“В наш огромный Смоленский округ № 27 входили: Калужская, Смоленская и Брянская области с общим числом избирателей более пяти миллионов человек! Вы представляете, какое количество кандидатов было предварительно выдвинуто коллективами в городах и районах этих областей? Среди нас, претендентов, были личности всероссийского масштаба: летчик‑космонавт В. Соловьев и даже заместитель министра обороны СССР генерал Ю. Яшин, а также знатные и орденоносные руководители областных предприятий, колхозов и, конечно, партийные и профсоюзные лидеры регионов.+
Как‑то раз председатель колхоза Николаев, который не стеснялся пользоваться недозволенными приемами, проколол колеса своей машины. На следующий день вышла газета с сенсационной информацией: агитационная команда Тарасова проколола шины автомобиля Николаева и тем самым сорвала его встречу с избирателями!
После очередного выпада в мой адрес к редактору газеты “Вечерний Смоленск” зашел мой представитель в городе, и в сердцах сказал, что ему, редактору, и его детям потом будет очень стыдно за те гадости, которые он публикует о Тарасове. Редактор не замедлил сообщить читателям, что агитаторы Тарасова угрожают ему и его сыну расправой. А на следующий день после его выступления сын редактора был жесточайшим образом избит в подъезде собственного дома и попал в реанимацию. Это было уже серьезно. Так работал на мою дискредитацию местный КГБ. Совершенно ясно, кому была выгодна эта провокация: спровоцировав редактора на публикацию заведомой клеветы, органы для большей убедительности избили его сына.
Людям, которые помогали мне, тоже приходилось несладко.К примеру, в смоленском театре тогда шла очень смешная абсурдистская пьеса о том, как по указанию партии и правительства передовики перестройки ринулись насильно приватизировать совхозы и переводить их в частные сельские хозяйства и фермы. Но морально устойчивые работники сельского хозяйства ушли в подполье бороться за то, чтобы остаться совхозами.
После спектакля режиссер‑постановщик взял на себя смелость и разрешил мне выступить с речью перед зрителями прямо со сцены. Тема моего выступления оказалась настолько созвучной с иронией самой пьесы, что люди ушли с убеждением голосовать только за меня.На следующий день уволили с работы режиссера и эту пьесу сняли из репертуара театра.Летчики смоленского вертолетного отряда, проявив инициативу, разбросали над сельскими районами мои листовки. Как в военное время. Это была первая подобная акция со времен Отечественной войны. Ребят, конечно, лишили летных удостоверений и работы. За нарушения маршрута следования… И так повсюду и со всеми, кто пытался мне помогать”.
Источник: Смоленская народная газета
Комментарии