С 10 по 13 октября в Смоленске пройдут «Большие гастроли» Саратовского государственного академического драматического театра им. И. А. Слонова. Смоляне увидят на сцене драматического театра четыре спектакля – «Школа жен», «Мафия и нежные чувства», «Карусель по господину Фрейду» и «Вверх тормашками».
Любовь, Ревность, интриги и заговоры
Классика вечна, ибо предметом искусства остается человек и его чувства. Впервые пьеса «Школа жен» была сыграна в 1662 году в Париже на сцене театра Пале-Рояль. В главной роли выступил сам господин Мольер.
Что же такое идеальная жена? Именно этот вопрос стал главным для заядлого холостяка и насмешника Арнольфа (заслуженный артист России Игорь Баголей), у которого все должно быть идеально. И он находит ответ, простой по гениальности — та, которую ты воспитал для себя сам.
Итак, некую деревенскую девочку Агнессу отправляют в монастырь, где ее воспитывают в скромности и строгости. Потом к воспитанию подключается опекун, внушая заповеди благочестия, которые сводятся к тому, что жена — безропотная раба своего мужа- господина. И вот уже все движется к свадьбе…
Однако превратности судьбы готовят господину Арнольфу большой сюрприз — не все его планы в реальности идеальны: его педагогические усилия ждут серьезные испытания. Кроме видов на будущее есть природа чувств, которые всегда путают карты.
Главные действующие «лица» комедии «Школа жен» (16+) в постановке Эрвина Газа, которую смоляне увидят 10 октября, — это Любовь, Ревность, интриги, заговоры и непредвиденная развязка!
Мафия и нежные чувства
Мы все любим французскую комедию — от Мольера до… Ришара! Любим за легкость, наивность, только ей присущий особый шарм и блеск.
Спектакль по пьесе Люка Шомара «Мафия и нежные чувства» (16+) в постановке Николая Покотыло – это классическая комедия положений. Не то сказал, не так понял, не за того принял…
Маленькая ложь к концу истории превращает повествование в клубок забавных недосказанностей.
Шутки в сторону: на сцене складывается крайне опасная ситуация — мафиози Карлос (Игорь Баголей) не намерен шутить, когда дело касается дочери и бизнеса. А адвокат – стрелочник Этьен (Андрей Седов), попавший в крутую заварушку, во всем виноват и всех спасает. Фраза «я знаю все!» – еще не повод для признания в грехах. Всегда ли тайное становится явным или разоблачения можно избежать? Как не упустить свой шанс остаться на плаву? Адвокату виднее!
Современный актер и драматург Люк Шомар написал эту пьесу в 2010 году. Перевел ее поэт Сергей Самойленко. Характеры героев, диалоги остроумны, изобретательны и полны неожиданных нюансов. Стремительное развитие сюжета увлекает зрителя в причудливый мир путаницы – игры слов, понятий, воображения. Так изящно, по-французски (самым неожиданным образом!) решаются проблемы нелегального бизнеса и прочие «утечки и протечки». И, конечно же, страстные любовные отношения – куда без них? Немного эротики, крепкий сюжет, отсутствие шаблонного юмора — у комедии «Мафия и нежные чувства» есть все, чтобы 11 октября подарить смолянам яркий театральный праздник!
Схватка правды и лжи
Кто же не знает Агату Кристи? Разве есть те, кто не любит ее запутанные истории? Агата Кристи — один из самых читаемых и любимых авторов в мире. Она и по сей день остается непревзойденной королевой детектива! Уникальная способность сочетать увлекательный сюжет, острую интригу и яркие характеры в самых невероятных ситуациях придают ее детективным историям особую прелесть.
Психологический детектив «Свидетель обвинения» (16+) в постановке заслуженной артистки России Эльвиры Данилиной расскажет о том, как знаменитый адвокат Уилфред Робертс берется спасти от казни молодого человека Леонарда Воула, обвиняемого в убийстве состоятельной дамы. Все улики против него… Леонард уверяет, что невиновен. Дело интересно тем, что улик против него мало (правда, отягчающим обстоятельством становится завещание в его пользу), а алиби может подтвердить только его жена Ромэйн. Кто же станет главным свидетелем обвинения? Схватка правды и лжи, мужчины и женщины, сторон обвинения и защиты, меняющиеся обстоятельства, открывающиеся улики обнажают и без того до предела натянутый нерв динамичного детектива. Зрителя до конца спектакля будет терзать вопрос — кто убийца?
Жанр диктует формат: весь спектакль – это, по сути, многократное обсуждение и пересказ обстоятельств одной истории разными людьми, каждый видит проблему на свой лад. Проницательная секретарша, недотепа полицейский, флегматичный врач, обиженная компаньонка жертвы, прямолинейный обвинитель — все они являют собой важные штрихи психологического хоровода, в который вовлекает зрителя режиссер.
А на первый план выходят три фигуры: адвокат, обвиняемый и его жена. Каждый в этом нелюбовном треугольнике, на котором держится весь сюжет, решает свою задачу всеми доступными (и не всегда очевидными) средствами. Эта идеальная троица весьма ловко манипулирует не только присяжными, обвинением, но и зрителями. Даже декорации в спектакле, кажется, сделаны по закону жанра — обстановка адвокатского кабинета легко превращается в мебель зала суда (сценография Юрия Наместникова).
Лихо закрученная история «Свидетеля обвинения», обязательно увенчается неожиданной развязкой, точнее — цепочкой развязок по принципу «сундук на дубе — заяц в сундуке». Стоит узнать, что будет, когда герои постановки доберутся до той самой «иглы»! А произойдет это на сцене драматического театра 12 октября.
В спектакле занят прекрасный актерский ансамбль: Татьяна Родионова, Юрий Кудинов, Дмитрий Кривоносов, Андрей Седов, Александр Каспаров, Валерий Ерофеев, Светлана Москвина и Александра Коваленко.
Житейский хоровод по Фрейду
Доктор Зигмунд Фрейд, гениальный ученый, впитавший разнообразные культурные традиции (от античности до Достоевского), предложил миру новое понимание человека. Понимание жесткое и нежное, трагическое и комическое: любой человек — это сочетание обыденных, подчас глупых и нелепых поступков, с одной стороны, и сложнейших, подсознательных импульсов, состояний, воспоминаний.
Комедия «Карусель по господину Фрейду» (18+), написанная Артуром Шницлером в самом конце XIX века на заре еще даже не популярности, а только известности Фрейда, — прелестное в своей наивности и точности воплощение массовых представлений о научных открытиях психиатра. Шницлер — яркий представитель венского импрессионизма — прозаик, поэт, драматург. Практикующий врач из семьи врачей был увлечен учением Фрейда, его психоанализом, методикой исследования желаний человека. Богатое психологическими мотивами творчество Шницлера рассматривает загадочные законы жизни человеческой души, страсти роковые, неизведанность темного мира страстей, бездны, готовые раскрыться в каждом человеке! Желание человека любить и быть любимым остается самым сильным мотиватором ныне и присно, и вовеки веков. Неслучайно среди всей этой карусели персонажей, картин и сословий так трогательно звучит рефреном фраза «Ты меня любишь?»
Все мужчины и все женщины похожи друг на друга. Меняясь жизненными «ролями», люди только яснее обнаруживают — нет, не одинаковость, но единство своих черт и свойств. Если русский прозаик говорил о том, что все счастливые семьи похожи, то европейский драматург обнаруживает, что друг на друга похожи все люди. Их поведение рифмуется в головокружительном житейском хороводе (так, по одной из версий, называется пьеса Шницлера). Но не столь уж безобидны простодушные, на первый взгляд, эпизоды-истории встреч и складывающихся отношений между мужчинами и женщинами. Недаром в начале XX века пьеса была самой скандальной и эпатажной в Европе, а в России вовсе не переводилась.
Спектакль «Карусель по господину Фрейду» в постановке народного артиста России, лауреата премии имени Станиславского Александра Кузина говорит
не только о силе сексуального влечения (что было бы буквальным «приветом» от Фрейда) и тайных, запретных человеческих проявлениях, но — о Пороке. Психологический гротеск позволяет провести ироничные параллели между событиями столетней давности, по-своему наивными для современного человека, представлениями о дозволенном — и современной жизнью, в которой сместились моральные и физиологические границы.
По мнению режиссера-постановщика для него важно присутствие этого имени в спектакле, ибо именно «Доктор Фрейд предложил миру новое понимание человека. Понимание жесткое и нежное, трагическое и комическое: любой человек — это сочетание обыденных, подчас глупых и нелепых поступков с одной стороны и сложнейших, подсознательных импульсов, состояний, воспоминаний».
Смотрите на Большой сцене 13 октября!
«Вверх тормашками». Только для безобразников и их бабушек
Детский спектакль Любови Баголей и Юрия Наместникова «Вверх тормашками» (+6) – это совершенно невероятная история о том, что происходит с бабушками, когда непослушные внучки начинают сильно капризничать и не слушаться взрослых. Никогда не догадаетесь! Бабушка долго терпит, варит варенье, заплетает косички, читает сказку на ночь, а потом однажды, вот именно однажды, возьмет и улетит, и не просто улетит, а станет вольной бабушкой, а потом и вовсе превратится … в бабочку!
А еще на спектакле, поставленном по пьесе Ксении Драгунской, 12 и 13 октября вы узнаете, где находятся «тормашки» и как их найти, возьмете на заметку рецепт превращения бабочек в бабушек, разучите новые считалки, познакомитесь с Разбойником и Красавицей и, конечно же, услышите новые песни, которые специально для спектакля написал саратовский композитор Евгений Мякотин.
В спектакле звучит живая музыка, а дети сами станут творцами и будут активно участвовать в развитии сюжета.
P.S. Обменные гастроли организованы «Росконцертом» согласно плану Минкультуры России. В начале октября театралы Саратова познакомились с лучшими спектаклями Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова.
В гастрольной афише смолян постановки пьес Александра Островского, Фридриха Дюрренматта, Евгения Гришковца, Валентина Азерникова и музыкальная сказка для детей «Али-Баба».
Источник: Рабочий путь
Комментарии