Скандал с Volkswagen, который в прессе уже окрестили «Дизельгейтом» (по аналогии с делом «Уотергейт», свергнувшим президента США Ричарда Никсона), набирает обороты. Но кто победит и каковы причины происходящего. Предлагаем вашему вниманию анализ CarTimes, который вызывает ряд любопытных вопросов.
Скандал возник совершенно неожиданно после того, как Агентство по охране окружающей среды США (EPA) обвинило Volkswagen в том, что его дизельные автомобили не соответствуют стандартам США. Более того, руководство концерна знало о проблеме, но держало все в секрете.
Согласно версии EPA, Volkswagen оснастил свои автомобили программным обеспечением, которое записывает, когда автомобиль находится в дороге и когда он находится на испытательном стенде в испытательной лаборатории. Во втором случае программа меняет работу двигателя, снижая его мощность и, соответственно, он выделяет гораздо меньше вредных выбросов. Так получается разница между реальными и лабораторными показателями, которая достигает 40 раз.
Такие утверждения означают, что Volkswagen сознательно лгал властям и гражданам США, а также намеренно наносил вред окружающей среде. Кроме того, концерн практически признает обвинения, которые уже являются предметом судебного расследования. Подтверждением признания являются слова бывшего главы концерна Мартина Винтеркорна, который сказал, что не понимает, как Volkswagen мог совершить такую ошибку.
Заявленное намерение концерна потратить 6,5 млрд евро на устранение ущерба также можно считать признанием. Однако этих денег не хватит хотя бы потому, что штраф в США может составить 18 миллиардов долларов. Кроме того, компании придется за свой счет выводить и ремонтировать автомобили VW, которых около 500 тысяч.
Даже после ремонта эти автомобили могут не соответствовать американским стандартам. Тогда концерну придется выкупить их у владельцев и соответственно уничтожить. А это означает убытки в миллиарды долларов. К ним мы должны добавить суммы, которые будут выплачены в качестве гражданских исков и компенсации. В конце концов, мы говорим об Америке, где все кого-то за что-то судят. И часто удачно за большие деньги.
Проблема еще более серьезна, потому что по всему миру было продано более 11 миллионов автомобилей с неисправным двигателем. Расследование против VW уже ведется во Франции и Южной Корее, и все пахнет международным скандалом. Более того, по сообщениям немецких СМИ, правительство Германии давно знало о происходящем, но скрыло производителя.
Ситуацию усложняет тот факт, что другой двигатель VW, 3,0-литровый дизельный V6, который также устанавливается на модели автомобилей Audi и Porsche, также исследуется властями США. Если выяснится, что им тоже манипулировали, сумма в 18 миллиардов долларов значительно увеличится. Что, в свою очередь, могло поставить VW Group под угрозу банкротства.
Конечно, закрывать заводы нельзя, но акционеры потеряют компанию. Единственное спасение в этом случае может прийти только с помощью государства, которое, однако, скрывает множество рисков. И что в далеком будущем может стоить Ангеле Меркель канцлера. Особенно, если будет подтверждено, что она знала о проблеме до того, как она стала достоянием общественности.
Все это пахнет коварным заговором. Прежде всего, следует отметить, что VW является пионером в создании и внедрении дизельных двигателей. Сам Рудольф Дизель когда-то работал в компании MAN, которая сейчас входит в концерн. Итак, если немцы не могут делать качественные дизельные двигатели, то кто может?
Случайно или нет, но скандал совпал с оглашением результатов первого полугодия, которые показывают, что VW Group уже является крупнейшим производителем на планете по количеству проданных автомобилей. А в США бренд VW — лидер продаж дизельных моделей. Они дают ему преимущество перед Ford, Chrysler и особенно General Motors.
Вряд ли американские опасения не попадут в число подозреваемых. То же самое произошло с Toyota несколько лет назад. Японцев обвинили в том, что педаль акселератора их автомобилей застряла в водительском коврике, что привело к неправильному ускорению. Скандал совпал с моментом, когда Toyota обогнала General Motors и стала крупнейшим производителем на планете.
Вообще Америка — страна лоббистов. У дизельных моделей VW есть еще один противник — нефтеперерабатывающие компании. Дизельные двигатели стоят дешевле традиционных американских бензиновых «монстров». И соответственно распределение этих просторных, мощных и в то же время экономичных автомобилей сказывается на продажах бензина.
Есть и другое — скандал обошелся в голову Мартину Винтеркорну, у которого в самом концерне очень сильный противник. Это бывший глава VW Group Фердинанд Пих, который входит в число крупнейших акционеров и до недавнего времени возглавлял наблюдательный совет. Он вступил в открытый конфликт с Винтеркорном и, к удивлению многих, проиграл. И он был вынужден уйти на пенсию, но при этом сохранил свои акции, а также свое огромное влияние в компании.
На самом деле Пих вряд ли стоит в корне скандала. Он был человеком, который превратил Volkswagen из небольшого производителя в мировую империю. Он сделал Audi конкурентом BMW и Mercedes-Benz и возродил Bentley и Bugatti, так что вряд ли он все испортил, чтобы рассчитаться со своими личными счетами. Но вряд ли кто-то сомневается, что Пих постесняется подтолкнуть уже падающего Винтеркорна, тем более, что почти наверняка лидерство займет его протеже — босс Porsche Маттиас Мюллер.
Ясно одно — скандал утихнет не скоро. Вполне возможно, что к нему будут привлечены и другие производители, дизели которых пока не тестировались (первые попытки сделать это уже факт). Более того, многие специалисты придерживаются мнения, что американские требования к экологии дизельных двигателей настолько строги, что их невозможно выполнить. Итак, единственный способ обмануть себя. И это вовлечет в игру другие автомобильные компании.
В любом случае шоу продолжится, так что наберитесь терпения. Еще будет интересно!
Комментарии