Подстаканник – разновидность столовой посуды, предназначенная для размещения стеклянного стакана. Держатель надежно удерживает емкость, исключая прямой контакт рук с горячими стенками сосуда. У большинства пользователей прибор ассоциируется с железной дорогой из-за активной эксплуатации в поездах дальнего следования. Однако РЖД – не единственная сфера применения. Прибор выступает украшением домашнего чаепития, тематических заведений. Кроме этого, старинные подстаканники представляют антикварную ценность и бережно хранятся владельцами.
История
Первые упоминания о держателях приходятся на 17 век. Согласно правилам этикета, женщинам полагалось пить чай из фарфоровых чашек, а мужчинам из стеклянных стаканов. Емкость быстро нагревалась, вызывая дискомфорт от употребления напитка. Для снижения риска получения термического ожога, стакан помещался в специальный держатель, который стал родоначальником современного подстаканника.
Первые изделия не отличались декоративным видом. Подставка представляла собой металлический обод, обрамленный ручкой. К началу 18 века прибор начал приобретать художественные формы. Стенки декорировались узорами, изображениями и даже инкрустировались драгоценными камнями. Такие модели встречались исключительно у привилегированных лиц в частных коллекциях. Посудой сервировался праздничный стол для демонстрации статуса.
Постепенно держатели стали изготавливаться из обычных металлических сплавов, и подстаканник перестал считаться драгоценным объектом. Этот период пришелся на стандартизацию формата посуды для железной дороги. Идея получила положительный отклик и массово внедрилась в РЖД, где сохранились до сегодняшних дней.
Виды
Посуда группируется по нескольким показателям:
-
Форма дна. Сплошная, на ножках. Первый вариант самый распространенный. Представляет собой кайму, закрепленную на нижней части. Такая конструкция обеспечивает устойчивое положение емкости на подвижной поверхности. Второй вид встречается достаточно редко. Опоры совмещают декоративные и эксплуатационные свойства.
-
Способ производства. Чеканка, плетение. Штамповка производится в заводских условиях путем «выдавливания» заданного изображения на металлическую форму. Узорчатые держатели собираются вручную по специальной технологии.
-
Декор. Золотое напыление, чернение. Прием используется для подчеркивания рельефа и фактуры нанесенного орнамента.
-
Тематика. Традиционно подстаканники выступали символикой к определенному событию – олимпийские игры, полет в космос, день победы. Подарочные издания оформлялись гербовой символикой, портретами первых лиц государства. Туристические коллекции украшались городскими достопримечательностями, пейзажами.
Размеры подстаканника стандартизированы. Внутренний диаметр стенок рассчитан на установку граненого стакана.
Материал
В производстве используется металл, обладающий следующими характеристиками:
-
низкая теплопроводность;
-
устойчивость к коррозии;
-
прочность;
-
гибкость;
-
привлекательный вид.
Под эти параметры подходят:
-
Алюминий, нержавеющая сталь. Используется для производства массовой бюджетной линейки. Недорогие держатели активно используются в поездах дальнего следования, тематических заведениях.
-
Мельхиор. Медно-никелевый сплав изначально использовался в качестве имитации серебряных изделий. Визуально отличить предметы невозможно. Однако по прочностным показателям мельхиор превосходит ювелирные столовые приборы.
-
Латунь. Медно-цинковый сплав с характерным желтым, золотым или красным блеском. Цвет напрямую зависит от количества цинка в металле. Материал характеризуется гибкостью, податливостью ковке, высокими антикоррозийными свойствами.
-
Медь. В чистом виде практически не используется из-за активного окисления при прямом контакте с окружающей средой. Изделия покрываются защитным слоем, выступающим барьером для медных ионов.
Отдельной группой выведены серебряные подстаканники. Держатели из драгоценных металлов выделяются рядом нехарактерных для аналогов черт:
-
Ценность. Ежегодно стоимость сплава растет, поэтому приборы покупаются в частную коллекцию как инвестиционное вложение.
-
Антибактериальный эффект. Доказана способность молекул серебра уничтожать патогенную среду.
-
Податливость обработке. Модельный ряд классифицируется на штамповку и изделия ручной работы. Второй вариант ценится выше. Кроме этого, на поверхность можно нанести гравировку.
-
Возможность декорирования. Для усиления эстетики поверхность обрабатывается по технологии чернения, золотого напыления.
Серебро – долговечный материал. При соблюдении правил ухода и бережном обращении первоначальный вид сохранится десятилетиями.
Комментарии