«Корчага всякого» Новые смыслы древнего смоленского артефакта

«Корчага всякого» Новые смыслы древнего смоленского артефакта

В смоленском Музее скульптуры С. Т. Коненкова представили артпроект «Корчага всякого». Его презентация прошла в рамках всероссийской акции «Ночь музеев 2022», посвященной Году культурного наследия народов России.

В собрании Смоленского государственного музея-заповедника хранится уникальный экспонат — амфора-корчага, обнаруженная в 1949 году в одном из курганов Гнездовского археологического комплекса. Этот глиняный сосуд был разбит при погребении человека и символизировал конец жизненного пути. В его верхней части процарапана надпись на кириллице — «горо(у)хща». Существует несколько версий ее прочтения: горчица (горчичное семя/масло); горючее (некое горючее вещество); Гороуна — мужское имя (возможно, имя владельца амфоры). Исследование показало, что она сделана в первой четверти X века и является самой древней надписью на кириллице на территории России.

Таким образом, гнездовская корчага — это своеобразный символ русской письменности, ее памятник и исток. Именно этому археологическому объекту и посвящен арт-проект «Корчага всякого».

«По прошествии многих веков гнездовская корчага приобрела новые символические и метафизические значения. Это своеобразная капсула времени, хранилище памяти и накопитель информации. Художникам было предложено использовать данный исторический артефакт в качестве объекта приложения творческой фантазии, наполнить его архаичную форму новым метафорическим содержанием», — пояснил куратор проекта Эдуард Кулёмин.

Знаковым элементом события стала конструкция из дерева и металла (автор Алексей Гонтов), которую установили во дворике Музея скульптуры С. Т. Коненкова. У подножия своего арт-объекта художник вскопал клумбу в форме амфоры и засеял ее зернами горчицы.

«Основой творческого осмысления формы древнего сосуда стали следы в виде витков, ребер, оставленные руками гончара на сырой глине. Узнаваемой чертой археологической находки являются потери, разрывы в целостной поверхности корчаги. Отсутствующие фрагменты формы стали характерными и паспортными данными артефакта и воспринимаются мной как утрата фрагментов информации в непрерывных витках истории. На этих паузах, разрывах ткани времени я хочу строить коммуникацию со зрителем, переосмыслить назначение формы, где пустое, отсутствующее, потерянное, являясь антиподом формы и контрформой, приобретает новое значение, а сосуд может стать круговой диаграммой времени, остовом судна, шпангоутами драккара, ребрами умершей культуры», — пишет Гонтов в аннотации к своей работе.
Художник Александр Волков устроил динамичное шоу, выпиливая бензопилой из древесных фрагментов абстрактные конструкции. Его перформанс назывался «Утраты и приобретения».

«Группа деревянных скульптур, выполненных в технике карвинга (резьба по дереву бензопилой), в основной своей идее опирается на известную концепцию ценности в отсутствии чего-либо. Так, ценность сосуда определяется его внутренней пустотой, ясное (пустое, свободное от облаков) небо означает самый ясный день, удаление лишних частей массива материала проявляет скрытую в нем форму и рождает смысл. Таким образом, путь утраты ведет к появлению ценности. Современное осмысление работы с массивом ствола продолжает древнюю традицию деревянной скульптуры», —
комментирует Волков свою инсталляцию.

Живописная часть арт-проекта «Корчага всякого» представлена работами художников из Студии тотального творчества, которые экспонировались в одном из залов музея, удачно сочетаясь со скульптурами Коненкова. Здесь в интерпретациях современных авторов образ глиняного сосуда претерпевает как цветовые, так и формальные изменения.
«В серии графических работ «Пазлы времени» я представляю симбиоз формы амфоры и современных пазлов, они множатся в пространстве, намекая на неоднозначность русской истории (в переводе с англ. puzzle — «загадка, головоломка»). Смешение форм в работах повторяет традиции рисунка орнамента Х века», — поясняет свой метод Мария Ужакина.

В некоторых работах этой художницы перевернутые амфоры ассоциируются с вытянутыми черепами (слово «череп» употреблялось на Руси в значении «черепок, глиняный осколок»), а пазлы напоминают первобытные поделки и рисунки.
Декоративные панно Татьяны Кондрат «Древо жизни» и «Время теней» сочетают в себе элементы живописи, аппликации и вышивки. При этом художница находит вдохновение в древних украшениях и орнаментах.

«Глубоко в подсознании каждого из нас хранится накопленная предками информация и опыт. Она существует в виде образов, в виде невысказанных и порой даже неосознаваемых абстракций. Для меня искусство — это форма переживаний, глубоких впечатлений, извлечение из своей памяти таких ассоциаций, объяснение для себя многих вещей. Проект «Корчага всякого» вдохновил меня на создание серии работ, посвященных этносу Смоленщины. Обращение к славянской мифологии, изучение находок Гнездовских курганов, орнамента, скульптур дает повод к размышлению и осмыслению», — рассказывает Татьяна Кондрат.

Еще один участник выставки — арт-группа «ЛеТа» — это творческий дуэт Лены Залогиной и Тани Новиковой. В их совместных работах интуитивная мысль завуалирована сочетанием несочетаемого, абсурдного и наивного. Художницы объединяют свои эмоции в образы и сюжеты, которые обретают потаенные смыслы. Так, на картине «Координаты аллегорий» амфора проецируется тенью в виде скелета археоптерикса на топографическом плане места расположения Гнездовских курганов.

Каждая из участниц этого дуэта представила на выставке и свои персональные живописные опусы.Творчество Елены Залогиной — это диалог со зрителем посредством иносказаний и метафор, символов и знаков, цвета и формы.

В ее картине «Другие измерения» затрагиваются темы, лежащие на пересечении науки и магии. Две амфоры образуют подобие песочных часов, где из одного сосуда в другой перетекает субстанция времени, содержащая непонятные письмена (то ли алхимические формулы, то ли магические заклинания). Автор вписывает композицию в условные оси координат: архео (древность), этно (народность), мета (между, после, через), гипер (над, сверх, по ту сторону). Химические формулы глины добавляют в сюжет загадочности, намекая на таинство гончарного ремесла и практику археологического исследования.

В картине Залогиной «Мистерия зауми» древнеславянское слово «гороухща» трансформируется в строку из знаменитого стихотворения футуриста Алексея Крученых «Дыр, бул, щыл…». Этот поэт утверждал, что в «заумном» языке «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Таким образом, художница намекает на взаимосвязь архаики и авангарда.

Эту тему продолжает Татьяна Новикова. В картине «Зародыш археофутуризма в утробе русского народного лубка» она использует строки из стихотворения Маяковского «Есть люди как люди…», а в полотне «Флейта-позвоночник» цитата из его одноименной поэмы красным медом стекает с поверхности корчаги, из горлышка которой вылетают пчелы.
В некоторых своих произведениях Новикова трансформирует образы гибридных фольклорных существ, усиливая элемент иносказания. Так, на лубочной картине «Редкая особь» по курганам шагает крылатое существо с телом в виде амфоры, головой девы, лапами птицы и хвостом дракона.

Художница Мелания Малиновская работает в стилистике грубого искусства (арт-брют), нарочито упрощая изобразительные формы, наполняя их первобытной дикостью и варварским лиризмом.
На ее картине-коллаже «Чур» сквозь обрубленные стволы берез просматривается взгляд неведомого существа. При этом берестой служат страницы журнала по дизайну кухонь. Слово «чур» происходит от имени славянского бога родового очага (кухни), оберегающего границы земельных владений (деревянные чурки служили межевыми знаками).

Художница Любовь Михайлова представила на выставке интерактивную инсталляцию «Дом на песке».
«Авторские глиняные черепки с надписями, закопанные в песок, символизируют последствия разрушения и попытку реконструкции нового «Дома» из старого «разбитого горшка», попытку построить большой смысл из маленьких простых слов, научиться говорить, как дети, когда учат новые слова и буквы по карточкам, осмысливая разные понятия. Зрителю предоставляется возможность почувствовать себя археологами, достающими из песка простые понятия и выложить из черепков свой смысл», — описывает Михайлова свой замысел.

Проект «Корчага всякого» является инициативой Регионального отделения Творческого союза художников России по Смоленской области и направлен на развитие современного искусства в тесной связи с культурным наследием
региона. Он имеет целью актуализировать аспекты культурных взаимосвязей разных народов в прошлом, настоящем и будущем, акцентировать внимание на архаичных истоках некоторых новых веяний в искусстве, вовлечь объекты культурного наследия в орбиту современного арт-процесса.

Источник: Рабочий путь

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.