Как выглядит и чем оборудована станция метеонаблюдений? Как дендрохронологи проводят реконструкцию климата по годичным кольцам деревьев? Можно ли услышать, как «поёт» лёд, не посещая Байкал, и увидеть полярное сияние, не отправляясь в Арктику? Об этом и многом другом рассказал смолянам кандидат географических наук, член Русского географического общества Максим Червяков,который посетил Смоленск 9-10 октября в рамках проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).Стартовала «Энергия науки» в Смоленске 9 октября с мастер-класса для школьников «Как работают метеорологи». Максим Червяков рассказал о различных характеристиках атмосферы и о том, как их изучают. Так, гости ИЦАЭ узнали, как работает гелиограф и рассмотрели примеры гелиограмм с выжженными солнцем графиками, выяснили, как учёные берут образцы воздуха с помощью аспираторов, научились измерять скорость ветра и уровень шума.
«Мастер-класс живой и интересный, – поделился впечатлениями участник мероприятия Вадим Кощеев. – Но больше всего мне понравилось изучать облака и узнать, например, что аэрозоль из пустыни Сахара может долетать до Арктики и влиять на образование облаков там. Это удивительно и очень интересно. Теперь я по-другому буду смотреть в небо и смогу с помощью определителя, который мы получили сегодня, узнать, какие облака как называются и как образовались».
В продолжение разговора об облаках Максим провёл эксперимент и сгенерировал в пластиковой бутылке облако на глазах у аудитории. Бутылка с небольшим количеством воды выступила в роли модели атмосферы. Добавив в воду немного сажи, частицы которой сработали как ядра концентрации, учёный сжимал и разжимал бутылку. При резком сжатии температура внутри увеличивалась, а при разжимании – резко понижалась, в результате этого понижения и образовывалось облако.
Ещё все участники мастер-класса смогли сделать себе на память открытку с песком, привезённым учёным из Сахары.
Продолжился цикл мероприятий в рамках проекта «Энергия науки»10 октября интерактивной лекцией «Изменение климата в Арктике: что мы сегодня знаем об этом?».
«Вы живёте в период постоянных рекордов, – такими словами начал лекцию Максим Червяков, рассказывая о глобальных трендах в изменении климата.– Это уникальная ситуация, когда практически ежедневно вы можете быть свидетелями климатических изменений. Мы все, например, замечаем, что лето стало жарче и длится дольше, что периоды выпадения сильных осадков сменяются периодами засухи. В некоторых регионах, можно сказать, пропала весна».
Современные учёные-климатологи подробно изучают историю климатических изменений на Земле. Существует множество методов реконструкции климата. Один из основных – ледниковое бурение. Полученные таким способом керны являются своеобразными летописями истории, по которым учёные могут узнать климатические условия в разные периоды времени, потому что в каждом слое содержатся те вещества и элементы, которые наблюдались в воздухе в тот или иной момент времени. Ещё один интересный метод – это реконструкция климата по годичным кольцам деревьев. Специалисты в этой области, которые называются дендрохронологами, могут по таким характеристикам древесных годичных колец, как, например, плотность и сжатость, определить, какая температура была в определённый год.
«И вот такая реконструкция была проведена за две тысячи лет, и мы видим, что за последнее столетие температура по Земле увеличилась на один градус, происходит то самое глобальное потепление», – обратил внимание слушателей Максим Червяков.
Увеличение температуры влечёт за собой таяние ледников, затопление прибрежных районов, разрушение берегов, увеличение волн и так далее. Самые разрушительные последствия ждут регионы, находящиеся на территории вечной мерзлоты, что приведёт и к серьёзным экономическим потерям, так как будет происходить ухудшение прочности грунтовых пластов земли, на которых базируется огромное количество промышленных объектов в Арктике.
Максим Червяков был участником многих научных экспедиций в разных уголках мира, например, в пустыне Сахара или Арктике, в том числе и на Северном полюсе с проектом «Ледокол знаний 2024»,поэтому ещё одну лекцию он посвятил интересным природным явлениям, которые ему посчастливилось увидеть и запечатлеть на фотографиях.
«Как здорово было придумано: лектор показал нам что-то необычное из экзотических стран и мест, например, пузыри, застывшие во льду при промерзании Байкала, или торосы в Северном-Ледовитом океане, а потом показал фотографии этих же явлений, но сделанных уже у себя в Саратове. Потрясающе! Заставляет быть внимательнее к месту, где живёшь и видеть красоту вокруг себя. А когда знаешь природу этих явлений, то и знаешь, где эту красоту искать», – рассказала посетительница ИЦАЭ Ирина Жарова.
Источник: Смоленская газета
Комментарии