Идеи для творчества
Открывать выставку в Смоленске приехали руководитель клуба «Лоскутова» Наталья СЕРАФИМОВА и художник Лариса ЛУКЬЯНОВА. Кстати, идея показать «Страницы лоскутного альбома» у нас принадлежит как раз этим двум женщинам.
– Идея выставки родилась случайно, – признаётся Наталья Серафимова. – Надеюсь, она привлечёт внимание местных рукодельниц, которые хотят получить какие-то идеи для творчества, пополнить свой багаж новыми приёмами. Тем более что выставка будет интересна всем. Работа с цветом даёт настроение, помогает погрузиться в мечту, остаться наедине с мыслями. Мы все радуемся жизни и заряжаем пространство положительной энергией – так в мире становится немного больше добра, тепла и света.
Удивительные работы, представленные в экспозиции, и впрямь оставляют впечатление яркого фейерверка из цвета и эмоций. Радужные квилты, собранные из множества маленьких элементов. Картины, «написанные» тканью. Великолепные панно, напоминающие роскошные гобелены в царских апартаментах. Одежда, способная украсить любую модницу…
У каждой из мастериц – свой стиль и предпочтения. Это легко читается в их работах, каждая из которых уникальна. Галина Красникова владеет десятками текстильных техник, выбрав основным направлением в творчестве арт-квилт. Её работы, очень изящные, эстетские, выполненные с ювелирной аккуратностью, широко известны далеко за пределами страны. Вера Щербакова любит экспериментировать и использовать в своём творчестве кроме текстильных лоскутков тесьму, пуговицы, металл и даже компьютерные диски. Лариса Лукьянова «пишет» тканью коллажи и шьёт дизайнерскую одежду, в которой можно ходить не только по подиуму.
Картины тканью
Лариса Лукьянова – выпускница худграфа Смоленского пединститута, и потому быть здесь ей особенно приятно.
– Мы предполагали, что открытие выставки пройдёт немного в ином формате, планировали дефиле. Но ситуация поменялась, и нам пришлось живой показ заменить слайдами презентации. А моя одежда, которая представлена здесь на манекенах, – из разных коллекций, чтобы можно было рассказать о разных приёмах работы с текстилем и разных техниках.
– Помимо одежды здесь представлены и ваши коллажи, которые издали я приняла за живописные картины…
– Это и есть картины, только вместо красок я использую текстиль. Основа, как у любого живописца, – холст на подрамнике. На нём я собираю композицию из лоскутков и тканей различной фактуры. А поверх ещё выстёгиваю вручную – это добавляет работе воздуха, она получается похожей на полотна импрессионистов.
Помимо тканей я использую авторскую бумагу, кружево, салфетки, винтажные элементы – всё, что кажется мне интересным.
– Карандашные наброски для своих работ вы тоже делаете?
– Обязательно. А если это большая работа, делаю и подмалёвок, чтобы композиционно разложить ткани. Сначала цветовые пятна, а потом идёт деталировка.
Кстати, эти коллажи – результат коронавируса. Я создала их благодаря самоизоляции, поскольку смогла выпрыгнуть из череды выставок и заняться творчеством. Появилось время, и я, сидя дома, работала, работала, работала…
– Лариса, а почему текстиль? Откуда столь необычный для художника выбор?
– Текстиль – очень интересный материал, его возможности в творческом плане просто безграничны.
Конечно, я открыла это для себя не сразу. Так часто бывает: мы не придаём особого значения тому, что доступно, к чему привыкли. Поскольку моя мама всегда шила, у меня никогда не было вещей, купленных в магазине. И я сама шью – для меня это так же естественно, как готовить обед или завтрак. И в какой-то момент я просто поняла, что тканью можно пользоваться и для создания картин.
В нас сильны шаблоны, но если от них отойти, то получаются вот такие открытия. Это мой путь в творчестве, и я с удовольствием иду по нему. И буду рада, если он вдохновит и других…
Лоскутное братство
Наталья Серафимова, руководитель клуба «Лоскутова», – идейный вдохновитель и технический дизайнер большинства коллективных работ. Каждая из них задумывается как проект, в котором одновременно заняты несколько человек, выполняющих каждый свою часть.
– Вот звезда из восьми лучей. В ней каждый делал свой лучик. Вот этот – мой, мне нравится работа посложнее. А маленькие цветочки по центру на нашем языке называются «йо-йо». Это своеобразная визитная карточка клуба. Их делала наша старейшая участница, которой уже 81 год.
Клуб «Лоскутова» возник в 2001 году из выпускников курса Лилианы Совцовой «Лоскутное шитьё». Она же стала и первым его руководителем. Да и авторство в названии принадлежит тоже мастерицы, предложившей объединить в нём слова «лоскутное товарищество».
– Наш клуб особенный, потому что Лилиана Совцова – очень творческий человек. Она буквально заразила нас лоскутным шитьём. И две работы на этой выставке – «Звёздный хоровод» и «Звёздные перекрёстки» – выполнены ещё под руководством мастера.
С 2003 года клуб «Лоскутова» принимает активное участие в творческой жизни России и зарубежья. Его участники – дипломанты и призёры многочисленных фестивалей, конкурсов и выставок. Своим мастерством и творческими находками они с удовольствием делятся с коллегами.
– Творчество не только тренирует руки и будоражит мысль, но и лечит душу. Оно приводит в медитативное состояние, переключает, восстанавливает и даёт заряд на перспективу.
В общем, имеет смысл собирать хорошую компанию из родных и друзей и отправляться на выставку «Страницы лоскутного альбома». Тем более что вход на неё свободный…
Для справки
Лоскутное шитьё (или пэчворк в английском варианте) – вид рукоделия, в котором по принципу мозаики из кусочков ткани сшивается цельное изделие. Современные мастера в этой технике выполняют также объёмно-пространственные композиции.
Интересно, что сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани издревле существовала у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи примерно в 980 году до нашей эры. В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. А в 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный в X веке из множества кусочков одежд паломников.
На Руси издавна практиковалось бережное отношение к ткани – как произведённой дома, так и покупной. Однако шитьё из лоскутов получило широкое применение лишь во второй половине XIX века – с появлением в продаже заграничного ситца. А своего пика этот вид рукоделия достиг в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных тканей и появились швейные машины.
В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. Однако после Октябрьской революции этот вид творчества не вошёл в перечень поддерживаемых государством. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи.
Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах, тогда же началось и его изучение. Лоскутное шитьё стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром ДПИ.
Источник: Смоленская газета
Комментарии