8 декабря исполняет 80 лет со дня мученической кончина в Катыни архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова).
Предполагается, что в торжествах, посвященных дню памяти священномученика Серафима (Остроумова) примут участие заместитель губернатора О.В. Лобода, глава города Смоленска В.А. Соваренко, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Смоленской области, директор Центра «Долг» Н.Г. Куликовских, консул Польши в Смоленске Йоанна Стшельчик, родственник священномученика Серафима Д.М. Бабаев.
Как сообщили в Смоленской епархии, в этот день в 9 часов утра в храме-памятнике Воскресения Христова в Катыни будет отслужена Божественная литургия, которую совершат митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Люберецкий Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по делам молодежи, епископ Лодзинский и Познанский Афанасий, епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.
После богослужения состоится крестный ход к Катынскому мемориалу. На Российской части мемориала будет совершена заупокойная лития и возложение цветов у поклонного креста, после чего памятные мероприятия пройдут на Польской части мемориала.
Затем в музее храма-памятника Воскресения Христова состоится презентация книги епископа Люберецкого Серафима, посвященной жизни и служению священномученика Серафима (Остроумова), епископа Смоленского и Дорогобужского.
Участники мероприятий также смогут ознакомиться с выставочной экспозицией, посвященной подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Экспозиция будет размещена на первой ритуальной площадке в центральной части мемориала.
По окончании для всех участников будет работать полевая кухня.
СПРАВКА:
Священномученик Серафим, архиепископ Смоленский и Дорогобужский (в миру Михаил Митрофанович Остроумов) родился в 1880 году в Москве в семье псаломщика. Он закончил Московскую Духовную Академию и остался в ней профессорским стипендиатом. В 1904 году принял монашество. После монастырского испытания в Оптиной Пустыни он вернулся к преподавательской деятельности в Москве, которую оставил в 1905 году.
Следующее десятилетие жизни будущий архиепископ Смоленский и Дорогобужский посвятил служению на Холмщине. В 1906 году иеромонах Серафим стал наместником одной из самых бедных обителей – Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря. За несколько лет его трудами монастырь стал одним из центров религиозного и культурного возрождения Холмщины. В 2008 году иеромонах Серафим был удостоен звания архимандрита.
В Холмской епархии архимандрит Серафим был также благочинным всех монастырей, епархиальным миссионером, председателем Епархиального ученого совета, редактором епархиальных изданий, и с 1914 года – ректором Холмской духовной семинарии.
За год до революционных потрясений отец Серафим был рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. А в 1917 году стал епископом Орловским.
Во время работы Поместного Собора 1917-1918 годов владыку Серафима арестовали и задержали в Орле. Ему запретили переписку, епархиальное собрание было разогнано чекистами, в архиерейском доме произведен обыск.
В 1922 году по разоренной стране прокатилась волна новых репрессий – огромное количество священнослужителей арестовывалось за сопротивление изъятию церковных ценностей. Орловского епископа также арестовали и приговорили к 7 годам заключения в строгой изоляции. Отсидев в тюрьме почти два года, владыка был отпущен.
В это время богоборческая власть готовила новую беду для Церкви: обновленчество. Священнослужителей не просто арестовывали, а старались склонить к сотрудничеству с новой властью, обещая прекратить гонения.
Освободившись из заключения, владыка Серафим был награжден саном архиепископа. Он начал активную борьбу против обновленцев и в 1926 году вновь подвергся аресту.
В 1927 году архиепископ Серафим был переведен в Смоленск и возглавлял Смоленскую епархию в течение 10 лет. До своего ареста в 1936 году. Это был саамы страшный и тяжелый период для всей Русской Православной Церкви. Смоленский архипастырь всегда оставался верен выбранному пути служения Христу и Его Церкви, всеми силами стремился противостоять ежедневному натиску на духовенство и верующих, защищать их перед местными властями. Он увещевал народ не поддаваться на провокации воинствующих безбожников, не сопротивляться им силой. Владыку Серафима очень любили и называли столпом Православия.
В 1936 году архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим был арестован по групповому делу как «один из руководителей контрреволюционной группы церковников», его обвиняли в том, что он «использовал религиозную трибуну в церквах для произношения контрреволюционных проповедей, в которых распространял клевету и предсказывал скорую гибель соввласти». Также в обвинении говорилось о владыке, что он «среди населения вел антисоветскую агитацию и давал попам указания для ведения работы за необходимость открытия церквей, закрытых 5-6 лет тому назад». Смоленский архиепископ был приговорен к 5 годам лишения свободы и в марте 1937-го года отправлен в Карлаг в городе Караганде. Уже в ноябре владыка Серафим был арестован в числе группы из 31-го человека. Ему было объявлено о «вновь вскрывшихся обстоятельствах» по его делу. Из лагеря архиепископа отправили этапом в последнее место его служения – Смоленск. Здесь местные власти (тройка при НКВД по Смоленской области) вынесли святителю смертный приговор. Архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим был расстрелян 8 декабря 1937 года. В 2001 году его имя включено в Собор Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Источник: Смоленская газета
Комментарии