Смоленский Камерный театр на грани развала. В разгар сезона, когда и актёры и зрители готовились ко Дню театра, Администрация города решила реорганизовать структуру его руководства. Сначала в сетях появилось сообщение о постановлении городской администрации, которое гласит “руководство деятельностью театра на основе единоначалия осуществляет директор театра, назначаемый и освобождаемый Учредителем. Руководство финансовой, организационно-производственной деятельностью и общее руководство театром осуществляет директор”. Причем, из документа следовало, что директор не только обеспечивает административно-хозяйственную деятельность театра, распоряжается его имуществом и финансами и т.п., но и утверждает репертуар, план выпуска постановок и распределение в них ролей. До нововведений все эти функции выполнял художественный руководитель. По новому уставу, теперь трудовой договор с ним будет заключать директор.
Ранее в течение многих лет художественное руководство в Камерном выполнял заслуженный артист РФ и один из основателей театра Николай Парасич. Узнав о реорганизации, он подал заявление об увольнении, оно удовлетворено, Николай Петрович получил расчёт. Резкие неожиданные перемены неизбежно вызывают бурную реакцию. Понятно, что Камерный театр, даже если и выживет, изменится коренным образом, поскольку художественные особенности театра, его эстетика определяются личностью художественного руководителя, формирующим репертуар, трактующим постановку пьес, работающим с актёрским составом. Сценография, музыкальное оформление, актёрская самоотдача – всё за художественным руководителем. Под руководством Николая Петровича Камерный театр на сегодняшний день был единственным в Смоленске ЖИВЫМ театром (по классификации Питера Брука), спектакли шли с аншлагом, билеты на них раскупались за месяц – полтора вперёд. На театральном фестивале в Москве трагифарс «Зойкина квартира» в постановке Николая Парасича удостоился высокой оценки в трех номинациях: жюри фестиваля присудило «Зойкиной квартире» специальный диплом «За актерский ансамбль», а также наградило дипломами сценографа, заслуженного художника России Николая Агафонова и, конечно же, Николая Парасича — за вклад в режиссуру. В феврале 2015-го московские критики оценили высокий уровень режиссуры, сценографии и актерского мастерства в постановках Камерного театра. Хвалили «Очень простую историю» по пьесе М. Ладо. Тот самый пронзительный, спектакль, на премьере которого 24 октября 2014 года скончался артист Владимир Ильич Зайцев. Глава города Камерный театр не посетил ни разу. Масса дел, не до того. А театр живой, как всё живое, требует внимательного, бережного отношения, об этом чиновники администрации города или не знали, или забыли, или сочли, что любое их решение неизбежно животворно, целебно, правильно. С высоты своих служебных кресел, решив провести реорганизацию, вызвали негативную реакцию труппы, которая обратилась с письмом к Н.Н. Алашееву. Вот этот текст:
Уважаемый Николай Николаевич!
Принятое Вами Постановление №16 от 10 марта 2016 года «О внесении изменений в Устав муниципального бюджетного учреждения культуры «Смоленский камерный театр» повлекло за собой отстранение от должности художественного руководителя театра заслуженного артиста РФ Николая Петровича Парасича и его увольнение.
О причинах такого решения заранее не были предупреждены ни сам Н.П. Парасич, ни коллектив театра.
Николай Петрович Парасич – один из тех, кто создал Смоленский камерный театр 27 лет назад, и всё это время был его творческим лидером. На протяжении последних 17 лет он является художественным руководителем театра.
Под руководством Н.П. Парасича Смоленский камерный театр стал широко известен не только в Смоленске. При этом театр является эффективно работающим учреждением. Спектакли, поставленные Николаем Петровичем как режиссёром, такие, как «За двумя зайцами», «Зойкина квартира», «Примадонны», «Стеклянный зверинец» и другие, заслужили любовь зрителей и пользуются у них большой популярностью. В текущем театральном сезоне 2015-2016 гг. со спектаклем «Зойкина квартира» театр принимает участие в V Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» и со спектаклем «Башня Веселуха» приглашен на исторический фестиваль «У Троицы» в Сергиев Посад.
С другой стороны, Н.П. Парасич как руководитель создал сплочённый и дружный коллектив, является в нём признанным лидером и пользуется заслуженным авторитетом.
Будучи основателем театра и имея большой опыт управления им, Николай Петрович как никто другой представляет себе задачи, стоящие перед нашим учреждением, пути их решения. Театр под его руководством динамично развивается.
Высокий уровень актёрского мастерства, опыт и талант педагога (Н.П. Парасич единственный в Смоленске режиссёр, кто выпустил уже два актёрских курса) позволяют художественному руководителю совершенствовать профессиональное мастерство членов творческого коллектива.
Отстранение Николая Петровича от управления театром и его увольнение разом лишают Смоленский камерный театр эффективного и авторитетного руководителя, педагога, успешного режиссёра и одного из ведущих артистов. С увольнением Н.П. Парасича из репертуарной афиши театра исчезает более 10 названий. Это неизбежно приведёт театр к упадку.
И происходит это в период его расцвета, когда большинство спектаклей идут на аншлагах!
В связи с вышеизложенным просим Вас восстановить заслуженного артиста РФ, кавалера Ордена Дружбы Парасича Н.П. в должности руководителя МБУК «Смоленский камерный театр» с возвращением ему прежних полномочий.
Коллектив МБУК «Смоленский камерный театр» (27 подписей)
Глава города Николай Алашеев, подписавший постановление № 16 от 10 марта, так прокомментировал произошедшую реорганизацию:
— С точки зрения начальника управления культуры и туризма администрации города Смоленска Вячеслава Балаева, эффективность существующего руководителя свелась к минимальным параметрам. Предложения из управления культуры поступали давно. И, исходя из этой информации, я поддержал решение Вячеслава Михайловича поменять в театре руководителя.
О грянувшей реорганизации Николай Петрович Парасич сообщил представителям ведущих печатных изданий Смоленска на пресс-конференции, где все сошлись на том, что следует обождать с сообщениями о назревающем развале театра. Надеясь, что руководство города в целом, и управление культуры, в частности, догадается не губить лучший театр города, оставив за его создателем должность и функции художественного руководителя. Что и произошло. 22 марта начальник управления культуры и туризма В. Балаев представил труппе нового директора Оксану Неклюдову. Здесь задули иные ветры. Вячеслав Балаев заверил: «должность худрука никто никуда не убирал». Директор будет заключать контракт с художественным руководителем и принимать на работу актёров — только после согласования с худруком, который будет формировать творческий коллектив.
Они одумались? До них дошло? Ах, их неправильно поняли… Но, извините, господа – товарищи, слуги народные, это вы поставили создателя театра перед фактом увольнения с занимаемой должности, это вы довели до его сведения, что отныне он только режиссёр и не более того. Теперь хватились? Почему? Да просто О. Неклюдова прекрасно понимает, что такое для Камерного театра Николай Парасич, что без него театр исчезнет или, в лучшем случае, обречён на безвременщину, на работу с заезжими режиссёрами, которым, как и чиновникам, театр как таковой что шёл, что ехал. Им главное получить деньги за постановку. А платить деньги и не малые придётся. Если конечно театр будут действительно стараться сохранить. В чём лично автор этих строк сильно сомневается. Но вернёмся на историческое собрание труппы 22 марта. Коллектив театра, по мнению высокопоставленных гостей, получил искаженную информацию об упразднении должности художественного руководителя. Что именно директор театра теперь будет назначать актеров на роли и утверждать репертуар. Оксана Неклюдова пояснила:
— Должность худрука осталась в штатном расписании. Он по-прежнему будет назначать актеров на роли, и утверждать репертуар. Он главное лицо в творческом процессе театра. Я изначально была настроена на совместную работу с Николаем Петровичем и продолжаю надеяться, что он вернется в качестве художественного руководителя. Я очень хочу, чтобы у коллектива были человеческие условия для работы, в которых можно творить и делать красивые вещи. Сейчас же у актеров нет даже гримерок. Небольшое здание театра требует расширения.
Начальник управления культуры Вячеслав Балаев отметил, что готов эскизный проект пристройки театра, необходимо найти средства для ее возведения.
— Мы постараемся участвовать во всех федеральных программах, которые позволят нам развивать театр, — сказал Вячеслав Михайлович.
Ах-ах, сколько внимания вдруг! Да эскизный проект готов много лет назад! Разговоры о пристройке ведутся более 17 лет. И обещания соответствующие звучат. И ситуация стабильно не меняется. Но оборотимся к речам на собрании. Оксана Неклюдова:
— Я надеюсь, что актёры продолжат работать, что управление культуры поддержит театр. Я уверена, что нас услышат. Хорошо, что сейчас на театр обратило внимание управление культуры и глава города Николай Алашеев. Теперь нам нужно добиться, чтобы театр начал зарабатывать. Как это сделать, я понимаю. Пока без художественного руководителя будет сложно, но все вместе мы сможем выработать схему взаимоотношений.
Она отметила также, что, вступая в должность, была настроена на встречу с теперь уже бывшим художественным руководителем театра – Николаем Парасичем. Встреча состоялась на следующий день, длилась более часа, Н.П. Парасич, восприняв действия чиновников как оскорбление, отказался возвращаться на должность художественного руководителя. «Не вернусь»- заявил лично мне. Можно понять, можно и осудить, но Камерному театру и его поклонникам придётся пережить тяжкие времена.
Автор: Александр Березнев
Источник: Областная независимая газета
Комментарии