В смоленской Художественной галерее открылась выставка легендарного художника Аркадия Пластова, приуроченная к 125-летию со дня рождения мастера и 75-й годовщине освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков.
Аркадий Пластов родился в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в семье потомственных иконописцев. Родители мечтали видеть своего шестого ребенка священником. Казалось бы, судьба предначертана – он заканчивает духовное училище, поступает в семинарию… Но 1908 год стал поворотным — в Прислониху приехали иконописцы, чтобы подновить церковные росписи, сделанные дедом и отцом Аркадия.
«…Но вот с отцом полезли под купол к веселым кудрявым богомазам. Запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом… Живопись была мазистой, резкой. Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня, и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мое сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков, я так же натру себе этих красивых — синих, огненных красок и буду живописцем и никем больше…» — пишет в своих воспоминаниях Пластов.
С четвертого курса духовной семинарии, получив благословение ректора, несостоявшийся священник направляется в Москву, дабы стать художником. Он учится в Строгановке и Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первый показ его работ на заседании худсовета в Москве был встречен аплодисментами мэтров — Грабаря, Машкова, Юона – и возгласом одного из них: «Слава тебе, Аркадий Пластов!»
В 1917 году художник вернулся в родное село, где начал заниматься живописью. С 1935 года выставлял жанровые картины, в которых приукрашивание быта советской деревни и искусственность образов сочетаются с живописным мастерством («Колхозный праздник», «Колхозное стадо»). В качестве действующих лиц на полотнах Пластова обычно выступают его односельчане. Художник отображает жизнь и быт земляков.
Картина, потрясшая Рузвельта и Черчилля
Война внесла коррективы в творческие планы. На выставке представлен один из вариантов его знаменитой картины «Фашист пролетел», написанной в 1942 году. Картина обладает внутренней мощью эмоционального воздействия. Гибель ребенка среди мирной природы выглядит непоправимой бедой, противоречащей законам мироздания.
«Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чем другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем о беспощадной мести обличье. Картина имела известный успех у зрителя. Сам я ее тоже люблю, душевно она меня очень измучила с момента зарождения в эскизе до ее окончательного завершения», — комментировал свое детище художник.
Из воспоминаний сына художника, Николая: «Отец горько переживал войну. В его душе кипел справедливый гнев. И эти его чувства вылились в картине «Фашист пролетел». Однажды отец писал осенний этюд. И этот мотив настолько растрогал его, что я увидел слезы на его глазах. Когда вернулись с этюда домой, отец вмиг набросал эскиз будущей картины. Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть на траву, как хотелось отцу. Наконец один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве. « Стой, стой!» — вскричал отец. Через семь дней картина была написана. В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший отца осенний этюд».
В ноябре 1943 года картина демонстрировалась в зале советского посольства в Тегеране, где проходила конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Картина потрясла президента Франклина Рузвельта и премьер-министра Уинстона Черчилля. Впоследствии полотно приобрела Государственная Третьяковская галерея. В 1944 году Аркадий Пластов написал ее повторение для Русского музея в Ленинграде. В Смоленской галерее представлена авторская копия 1971 — 1972 годов из коллекции семьи художника.
Шедевр с вокзала
От этюдов к картине – так можно назвать часть выставки, посвященную еще одной легендарной работе — «Гость с фронта», постоянно экспонирующейся в Смоленской галерее. Здесь представлены наброски, сделанные Пластовым к многофигурному полотну. У каждого героя сюжета свой прототип — это односельчане художника. Когда началась война, более двухсот мужчин и парней села — героев известных картин «Запись в колхоз», «Базар», «Колхозный праздник» и многочисленных портретов — ушли на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражений.
В 1942 -1944 годах написаны портреты прибывшего в отпуск по ранению фронтовика — жителя села Василия Бизяева, инвалида Василия Яшогина и Алексея Карпунина, 1947-1948-х — лейтенанта Ивана Тоньшина.
Нередко художники при создании своих произведений обращаются к классическим образцам, вот и в композиции «Гостя с фронта» угадываются мотивы работы фламандского художника XVII века Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина», который одним из первых в искусстве начал изображать деревенский быт.
Интересна и история появления полотна «Гость с фронта» в Смоленском музее. В послевоенные годы Аркадий Пластов не знал о местонахождении этой работы и считал ее утраченной.
В 1975 году друг Николая Пластова (сына художника), будучи проездом в нашем городе, зашел в буфет на Смоленском ж/д вокзале. Его внимание привлекла картина на стене, он узнал знакомую подпись на ней и сообщил об этом Николаю.
И вот 31 июля 1975 года за 100 рублей Смоленским музеем выкупается работа «неизвестного художника» «Прибыл на побывку». Авторство было установлено, и теперь этот шедевр занял достойное место в постоянной экспозиции галереи.
«Пиши скорее, скоро умру»
С каждым из персонажей Пластова связана отдельная драматургия. К примеру, портрет «Надежда Мошкова. Пастушиха». Невестка Аркадия Пластова Елена рассказывает об этой картине: «Мужа забрали на фронт, он был пастух стада, и она взялась вместо него пасти. Согласившись позировать, старушка просила: пиши скорее, скоро умру, видишь, ноги как отекли. А на следующий день стадо пришло, а она осталась лежать в стогу».
«Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей» — эти слова написал народный художник СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премий Аркадий Александрович Пластов.
Почти 200-летняя история рода Пластовых неразрывно связана с России. Внук знаменитого художника Николай Николаевич Пластов – бережный хранитель художественного наследия семьи и лучший знаток творчества своего деда. Именно благодаря ему состоялось открытие выставки в Смоленске в год 75-летия освобождения Смоленска от фашистских захватчиков.
Источник: Рабочий путь
Комментарии